Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 1. Ч. 2. С. 155-158.
Ревко-Линардато Павел Сергеевич
Южный федеральный университет, г. Таганрог
Аннотация. В статье рассматривается связь рационалистического направления в византийской философии X-XII веков и античной философии. Развитие рационализма в Византии было в значительной степени обусловлено новым этапом осмысления античного наследия. Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи, стремясь сочетать веру с разумом, опирались на труды античных философов. Представители рационализма были осуждены Церковью, отвергшей идею о новом синтезе между античной философией и христианством. Однако деятельность рационалистов подготовила основу для появления в Византии гуманистических представлений.
Ключевые слова и фразы: византийский рационализм, Михаил Пселл, Иоанн Итал, античная философия, Аристотель, Платон, the Byzantine rationalism, Michael Psellos, John Italus, ancient philosophy, Aristotle, Plato
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев, 1911. 413 с.
Безобразов П. В. Рецензия на издание: Успенский Ф. И. Синодик в неделю православия. Одесса, 1893 // Византийский временник. 1896. Т. 3. С. 134-135.
Безобразов П. В., Любарский Я. Н. Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001. 541 c.
Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла // Византийский сборник. М. - Л., 1945. C. 249-255.
Гукова С. Н. Космографический трактат Евстратия Никейского // Византийский временник. 1986. Т. 47. C. 145-156.
Джохадзе Д. В. Античный диалог и диалектика // Философия и общество. 2012. № 2 (66). С. 23-45.
Жаворонков П. И. О философских взглядах Никифора Влеммида // Культура и общественная мысль. М., 1988. С. 94-99.
Кечакмадзе Н. Н. Из истории общественной мысли в Византии XI в. // Византийский временник. 1968. Т. 29. С. 170-176.
Ларионов А. В. Ангелология Михаила Пселла: автореф. дисс. … к. богословия. Сергиев Посад, 2008. 13 c.
Ларионов А. В. Михаил Пселл как богослов и историк Церкви // Мир Православия: сб. статей. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Вып. 6. С. 45-46.
Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. 960 c.
Пселл М. Похвала Италу // Памятники византийской литературы IX-XIV вв. / отв. ред. Л. А. Фрейберг. М., 1969. С. 146-147.
Соколов И. И. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. СПб., 2004. 248 с.
Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891. 399 с.
Успенский Ф. И. Синодик на первое воскресенье Поста. Одесса, 1893. 98 c.
Щукин Т. А. Иоанн Итал // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. М. - СПб.: Никея; Издательство РХГА, 2009. С. 321-333.
Grabmann M. Mittelalterliches Geistesleben. M?nchen, 1936. Bd. 2. 649 S.
Ierodiakonou K. Metaphysics in the Byzantine Tradition: Eustratios of Nicaea on Universals // Quaestio. 2005. № 5. P. 67-82.
Ierodiakonou K. Psellos’ Paraphrasis on Aristotle’s De interpretatione // Byzantine Philosophy and Its Ancient Sources. Oxford - N. Y.: Clarendon Press, 2002. P. 157-181.
Joannou P. Eustrate de Nic?e: Trois pi?ces in?dites de son proc?s (1117) // Revue des ?tudes byzantines. 1952. Vol. 10. P. 24-34.
Prantl C. Geschichte der Logik im Abendlande. Leipzig, 1855. Bd. 1. 734 S.
Tatakis В. La philosophic byzantine. Paris: Alcan, 1949. 323 p.