Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 8. Ч. 2. С. 201-203.
СВЕТЯЩИЕСЯ "НИТИ ШОРЕНКОВА" В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗА В МУЗЫКЕ КОНЦА ХХ - НАЧАЛА ХХІ ВЕКА
Чибалашвили Асмати Александровна
Национальная академия искусств Украины
Аннотация. В статье представлен анализ проявлений художественного синтеза в сонате "Сквозь сферы" для фортепиано и нитей украинского композитора М. Шоренкова, а именно - соподчиненного взаимодействия (где цветной свет подчинен музыке), а также синтеза в исполнительских приемах и способах игры (проявленного в расширенной роли исполнителя, а также в новаторских приемах игры на нитях). Рассмотрены предпосылки данного изобретения и специальная техника звукоизвлечения, которая расширяет тембро-звуковые границы реализации композиторской идеи.
Ключевые слова и фразы: синтез, художественный синтез, камерная музыка, изобретение, нити Шоренкова, новые приемы звукоизвлечения, synthesis, artistic synthesis, chamber music, invention, Shorenkov’s treads, new techniques of sound production
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Вакуленко А. Ясность услышанной мысли: Уроженец Евпатории, один из наиболее ярких отечественных композиторов-классиков Максим Шоренков // Крымская правда. 2009. 2 декабря. № 220 (24803).
Горохівська С. Інструментальний театр у творчості українських композиторів (В. Рунчака, С. Зажитька, М. Шоренкова) // Українське музикознавство: науково-методичний збірник. Київ, 2011. № 37. С. 189-204.
Гудыма М. "Два дня и две ночи новой музыки": доверено слову… // Тиква Ор самеах. 2006. № 513 (18).
Нити Шоренкова [Электронный ресурс]. URL: http://www.shorenkov.com/niti-shorenkova/ (дата обращения: 12.05.2014).
Радвилович А. Ю. Инструментарий новой музыки второй половины ХХ века (на примере камерных жанров в творчестве зарубежных композиторов 1960-1980 гг.): автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2007. 21 с.
Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2007. 624 с.
Чібалашвілі А. О. Художний синтез в музичному мистецтві ХХ століття. Від взаємодії стилів до взаємодії мистецтв // Актуальні проблеми історії, теорії та практики художньої культури: зб. наукових праць. К.: Міленіум, 2010. Вип. XXV. С. 323-330.