Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6. Ч. 2. С. 22-26.
КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА В НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ И В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Бакуто Светлана Викторовна
Красноярская государственная академия музыки и театра
Аннотация. В рамках статьи предпринята попытка обозначить основные научно-философские представления о пространстве в эпоху нововременной научной революции XVII века и выявить формы их художественного отражения в искусстве барокко (в музыке и архитектуре). В настоящей работе выделение категории пространства из целостной терминологической конструкции (пространственно-временной континуум) и рассмотрение этого понятия в качестве отдельного объекта исследования автор считает допустимым.
Ключевые слова и фразы: пространство, наука, философия, музыка, архитектура, space, science, philosophy, music, architecture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аркадьев М. А. Временные структуры новоевропейской музыки. М.: Либроком, 1992. 160 с.
Ахутин А. В. Понятие "природа" в античности и в Новое время ("фюсис" и "натура"). М.: Наука, 1988. 208 с.
Бакуто С. В. Трактат Бернардо Антонио Виттоне "Istruzioni elementari per indirizzo de’ giovani allo studio dell’ architettura civile". К проблеме единства музыки и архитектуры [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-11768 (дата обращения: 16.02.2014).
Бергер Л. Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 114-128.
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 448 с.
Галилео Галилей. Избранные труды: в 2-х т. М.: Наука, 1964. Т. 1. 646 с.
Гюйгенс Христиан. Трактат о свете, в котором объяснены причины того, что с ним происходит при отражении и при преломлении, в частности при странном преломлении исландского кристалла. Изд-е 2-е. М.: URSS, 2010. 171 с.
Декарт Ренэ. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. 710 с.
Локтев В. И. Барокко от Микеланджело до Гварини. М.: Архитектура-С, 2004. 406 с.
Микулина Е. В. Сценография и развитие европейского садово-паркового искусства Нового времени: дисс. … к. искусствоведения. М., 2001. 240 с.
Нарский И. С. Западно-европейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974. 379 с.
Новая философия природы Франческо Патрици [Электронный ресурс]. URL: http://intencia.ru/Pages-view-298-2-1.html (дата обращения: 16.02.2014).
Ньютон Исаак. Лекции по оптике. М.: АН СССР, 1946. 293 с.
Сапаров М. А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 85-103.
Ястребова Н. Е. Национальные особенности понятий "пространство" и "время" [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (14): в 4-х ч. Ч. I. C. 218-221. URL: www.gramota.net/materials/ 3/2011/8-1/ (дата обращения: 16.02.2014).
Boscovich R. J. A Theory of Natural Philosophy [Электронный ресурс]. Chicago - London: Open Court Publishing Company, 1922. URL: https://archive.org/details/theoryofnaturalp00boscrich (дата обращения: 16.02.2014).
Kepler J. Astronomia nova…, seu physica coelestis, tratida commentariis de motibus stellae martis [Электронный ресурс]. Heidelberg: Voegelin, 1609. 337 s. URL: http://www.e-rara.ch/search/quick?query=Kepler+Astronomia+nova (дата обращения: 16.02.2014).
Vittone B. A. Istruzioni elementari per indirizzo de’ giovani allo studio dell’ architettura civile 2 bande [Электронный ресурс]. Lugano: presso gli Agenelli, 1760. 662 p. URL: http://www.e-rara.ch/search/quick?query=Vittone (дата обращения: 16.02.2014).