Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 3. С. 184-188.
ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН ДОСТОЕВСКОГО (В КОНЦЕПЦИИ М. М. БАХТИНА) И ФУГА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
Тончук Полина Олеговна
Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
Аннотация. Статья представляет собой опыт сравнительного анализа полифонического романа Достоевского (концепция М. М. Бахтина) и феномена фуги. Между фугой и полифоническим романом выявляется ряд параллелей, обосновывающих универсальность понятия "фуга". Среди них - значимость идеи как формообразующего фактора и преобладание пространственного параметра над временным. Научная новизна работы обусловлена предпринятым рассмотрением концепции М. Бахтина с позиции музыкознания.
Ключевые слова и фразы: фуга, полифонический роман, полифония, Достоевский, Бахтин, совмещение языковых систем, fugue, polyphonic novel, polyphony, Dostoyevsky, Bakhtin, convergence of language systems
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Азначеева Е. Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста. Пермь: ПГУ, 1994. 228 с.
Алмакаева И. А., Васильчикова Т. Н. "Я" и "Другой" в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы": к проблеме возможности подлинного единения людей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8 (26). Ч. I. С. 17-22.
Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд-е 4-е. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.
Бицилли П. М. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского. // Бицилли П. М. Избранные труды по филологии / отв. ред. и авт. предисл. В. Н. Ярцева; сост., подгот. текста и коммент. В. П. Вомперского и И. В. Анненковой; вступ. ст. В. П. Вомперского. М.: Наследие, 1996. 709 с.
Вязкова Е. В. О смысле в полифонической музыке // Музыкальная конструкция и смысл: сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1999. Вып. 151. С. 22-39.
Должанский А. Н. Относительно фуги // Должанский А. Н. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1973. С. 151-162.
Махлин В. Л. Михаил Бахтин: философия поступка // Философия и жизнь. М.: Знание, 1990. № 6. 64 с.
Мильштейн Я. И. "Хорошо темперированный клавир" И. С. Баха и особенности его исполнения. М.: Классика-ХХI, 2001. 352 с.
Розенов Э. К. И. С. Бах (и его род) // Розенов Э. К. Статьи о музыке: избранное / сост., вступит. статья, коммент. Н. Н. Соколова; общ. ред. В. В. Протопопова. М., 1982. С. 50-118.
Синяя А. В. Принципы музыкальной организации романной прозы ХХ века: Т. Манн "Доктор Фаустус", Дж. Джойс "Улисс", Р. Олдингтон "Смерть героя": дисс. … к. филол. н. СПб., 2008. 167 с.
Тончук П. О. Фуга как символ фаустовской культуры и проблема эволюции жанра // Вестник КемГУКИ. 2013. № 24. С. 140-149.
Шпенглер О. Закат Европы / вступит. ст. и комм. Г. В. Драча при участии Т. В. Веселовой и В. Е. Котляровой. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1998. 640 с.
Южак К. И. Теоретический очерк полифонии свободного письма. Петрозаводск: Карелия, 1990. 84 с.