Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 3. С. 160-165.
ПЕСНИ РОССИНО МАНТУАНЦА: ИЗ ИСТОРИИ СЕВЕРОИТАЛЬЯНСКОЙ ФРОТТОЛЫ
Панкина Елена Валериевна
Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки
Аннотация. В статье рассматривается творческое наследие мантуанского музыканта XVI века Россино, работавшего в жанре итальянской полифонической песни - фроттолы. Приводятся немногочисленные дошедшие до сегодняшнего времени биографические сведения об этом малоизвестном музыканте. Пять песен Россино, сохранившиеся в ряде изданий Оттавиано Петруччи, характеризуются с позиций их стилистических особенностей и отражения показательных для фроттолы видовых черт поэтики, формообразования, музыкального языка, а также домадригальной звукоподражательности.
Ключевые слова и фразы: Россино Мантуанец, Оттавиано Петруччи, Ренессанс, североитальянская фроттола, барцеллетта, ода, Rossino Mantovano, Ottaviano Petrucci, the Renaissance, the North Italian frottola, barzelletta, ode
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Даньшина Н. В. Особенности прочтения художественного текста вокального произведения XVI века: практический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4 (30). Ч. 3. С. 45-48.
Canal P. Della musica in Mantova. Notizie tratte principalmente dall'Archivio Gonzaga. Bologna: Arnaldo Forni, 1977. 120 p.
Cesari G. Le origini del Madrigale cinquecentesco. Bologna: Forni, 1976. 82 p.
Folengo Teofilo. Zanitonella // Opus Merlini Cocaii poete Mantuani Macaronicorum. Venetiis: Horatium de Gobbis, 1580. P. 24-69.
Frottole Libro octauo: Impressum Venetiis per Octauianum Petrutium Forosemproniensem. M. D. vii. Die xxi Madii. Cum priuilegio inuictissimi Dominii Venetiarum & nullus possit cantum Figuratum imprimere sub pena in ipso priuilegio contenta. Venezia, 1507. 56 f.
Frottole libro secondo: Impressum Venetiis per Octauianum Petrutium Forosemproniensem. Die. VIII. Ianuarii Salutis anno M. ccccc IIII. Cum priuilegio inuictissimi Dominii Venetiarum & nullus possit cantum Figuratum imprimere sub pena in ipso priuilegio contenta. Venezia, 1505. 56 f.
Frottole Libro tertio: Impressum Venetiis per Octauianum Petrutium Forosemproniensem. Die. VI. Februarii Salutis anno M. ccccc IIII. Cum priuilegio inuictissimi Dominii Venetiarum & nullus possit cantum Figuratum imprimere sub pena in ipso priuilegio contenta. Venezia, 1505. 64 f.
Jeppesen K. La Frottola. Aarhus - K?benhavn, 1968-1970. B. I. Bemerkungen zur Bibliographie der ?ltesten weltlichen Notendrucke in Italien. 171 S.
Le frottole nell'edizione principe di Ottaviano Petrucci. Tomo I, Libri I, II e III: testi e musiche pubblicate in trascrizione integrale // Instituta et monumenta. Serie I: monumenta / trascrizione di G. Cesari; edizione critica di R. Monterosso; precede uno studio introduttivo di B. Disertori. Cremona: Athenaeum Cremonense, 1954. CXXV+144+65* p.
Lowinsky E. E. Tonality and Atonality in Sixteenth-Century Music. Berkeley - Los Angeles: University of California Press; London: Cambridge University Press, 1961. 101 p.
Ottaviano Petrucci. Frottole libro octavo. Venezia 1507 / edizione critica a cura di Lucia Boscolo. Venezia: CLEUP, 1999. 248 p.
Prizer W. F. Games of Venus: Secular Vocal Music in the Late Quattrocento and Early Cinquecento // Journal of Musicology. Berkley: University of California Press, 1991. Vol. IX. P. 3-56.
Prizer W. F. Rossino Mantovano [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. by Stanley Sadie. 2001. CD-ROM.
Torrefranca F. Il segreto del Quattrocento: musiche ariose e poesia popolaresca. Milano: Ulrico Hoepli, 1939. 609 p.
Trovato P. In margine alle edizioni critiche del corpus petrucciano. Appunti linguistici, stilistici, metrici // Venezia 1501: Petrucci e la stampa musicale. Venice 1501: Petrucci, Music, Print and Publishing. Venezia: Fondazione Levi, 2005. P. 253-276.