Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 2. С. 114-117.
"РОЗЫСК О РАСКОЛЬНИЧЕСКОЙ БРЫНСКОЙ ВЕРЕ" МИТРОПОЛИТА ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО: СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Крылов Алексей Олегович
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Аннотация. В статье на примере наследия митр. Димитрия Ростовского проверяется концепция семиотических истоков противостояния старообрядцев и представителей патриаршей церкви в XVII - нач. XVIII в. Автор приходит к выводу, что митр. Димитрий в своем "Розыске о раскольнической брынской вере" обличал старообрядцев с позиции учения о знаке блаж. Августина, критикуя их представления о соотношении знака и означаемого в области сакрального. Делается предположение об отсутствии у ранних старообрядцев целостного семиотического сознания.
Ключевые слова и фразы: Димитрий Ростовский, старообрядцы, старообрядчество, семиотическое сознание, история культуры, Dimitry of Rostov, Old Believers, Old Belief, semiotic consciousness, history of culture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Августин, блаж. Христианская наука. СПб., 2006. 508 с.
Вдовина Г. В. Язык неочевидного: учение о знаках в схоластике XVII века. М., 2009. 648 с.
Гурьянова Н. С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосибирск, 2007. 379 с.
Димитрий Ростовский, свт. Жития Святых. Киев, 1764. Кн. 2. Декабрь. Январь. Февраль. 750 л.
Димитрий Ростовский, свт. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855. 643 с.
Живов В. М. К типологии барокко в русской литературе XVII - начала XVIII в. // Человек в культуре русского барокко. М., 2007. С. 11-31.
Зайцев Д. А. Киево-Могилянская школа в ее влиянии на русскую религиозно-философскую мысль второй половины XVII в.: дисс. … к. филос. н. М., 2010. 177 с.
Лескин Д., прот. Онтологический статус имени и слова в философской культуре Древней Руси // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Философия. Филология". 2006. № 1 (4). С. 210-221.
Лескин Д. Ю. Спор великих каппадокийцев и Евномия о границах богопознания и его рецепция в русской философии ХХ века // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 87-98.
Матхаузерова С. Две теории текста в русской литературе XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1976. Т. 31. С. 271-284.
Мещерина Е. Г. Духовно-нравственные проблемы и "внешнее любомудрие" в произведениях Андрея и Семена Денисовых: традиции Средневековья в контексте культуры XVIII века // Verbum: альманах. СПб., 2008. Вып. 6. Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры: от Средних веков к Новому времени. С. 196-211.
Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 333-367.
Шляпкин И. А. Святитель Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. 458 с.