Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 2. С. 46-50.
ОСЕТИНСКОЕ ПРЕДАНИЕ О САМЕЛИ, ПРИКОВАННОМ К ЛУНЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Дарчиев Анзор Валерьевич
Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению малоизученного предания о Самели, содержащего ценные сведения для реконструкции религиозно-мифологических представлений осетин. Целью работы являются анализ мифологического содержания и определение происхождения данного фольклорного текста. Выявив ряд существенных соответствий между осетинским Самели и главным представителем иудейской демонологии Самаэлем, автор впервые приходит к выводу, что предание Самели является результатом контаминации осетинского "прометеевского" мифа с иудейскими сюжетами о Самаэле. Результаты исследования проясняют этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе в период средневековья (VIII-IX вв.).
Ключевые слова и фразы: осетинская мифология, лунарный миф, "прометеевский" миф, демонология, раввинистический иудаизм, Самели, Самаэль, the Ossetian mythology, moon myth, "Promethean" myth, demonology, Rabbinic Judaism, Sameli, Samael
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1989. Т. IV. 325 с.
Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Ч. I. 601 с.
Абрамян Л. Герой, прикованный к горе: перекрывающиеся ландшафты и мифы // АБ-60: сборник статей к 60-летию А. К. Байбурина. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2007. С. 187-200.
Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Менеджер, 2003. 608 с.
Апокрифические апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2001. 279 с.
Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. 335 с.
Бубенок О. Б. Данные письменных источников о распространении иудаизма среди аланов во времена средневековья // Хазары. Второй Международный коллоквиум: тезисы докладов. М., 2002. С. 17-19.
Габуев З. К. Амыран, Амран / Абран, Амиран, Ауран // Осетинская этнографическая энциклопедия. Владикавказ: Проект-Пресс, 2013. С. 45-46.
Газданова В. С. Традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы, символ. Владикавказ: Иристон, 2003. 152 с.
Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. М. - Иерусалим: Гешарим, 1997. 240 с.
Гутиев К. Ц. Осетинские пословицы и поговорки. Орджоникидзе: Ир, 1976. 352 с.
Миллер В. Ф. Кавказские предания о великанах, прикованных к горам // Миллер В. Ф. Фольклор народов Северного Кавказа: тексты; исследования. М.: Наука, 2008. С. 826-837.
Миллер В. Ф. Осетинские этюды. М.: Тип. А. Иванова, 1882. Ч. II. 304 с.
Осетинские легенды. Орджоникидзе: Ир, 1989. 498 с.
Осетинские сказки. Орджоникидзе: Ир, 1983. 359 с.
Осетинское народное творчество. Владикавказ: Ир, 2007. Т. I. 719 с.
Осетинское народное творчество. Владикавказ: Ир, 2007. Т. II. 655 с.
Салбиев Т. К. Как ветхозаветный пророк оказался прикован к Луне (осетинское предание о Самели) // III Всероссийские Миллеровские чтения (4-5 октября 2012 г.): материалы научной конференции. Владикавказ: Изд-во СОИГСИ, 2012. С. 258-270.
Сказания отчего края. Владикавказ: Ир, 2014. 352 с.
Топоров В. Н. Осёл // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. II. С. 264-265.
Туаллагов А. А. К истории иудаизма на Северном Кавказе // Современная методология гуманитарного исследования: материалы III Всероссийской летней историко-филологической школы-семинара молодых учёных. Владикавказ: Изд-во СОИГСИ, 2008. С. 85-89.
Туаллагов А. А. К истории иудаизма на Северном Кавказе (II) // Известия СОИГСИ. Школа молодых учёных. Владикавказ: Изд-во СОИГСИ, 2010. Вып. 3. С. 3-9.
Чиковани М. Я. Народный грузинский эпос о прикованном Амирани. М.: Наука (Глав. ред. вост. лит-ры), 1966. 326 с.
Blau L. Samael // Jewish Encyclopaedia. A Descriptive Record of the History, Religion, Literature and Customs of Jewish People from the Earliest Times to the Present Day. N. Y. - L.: Funk and Wagnalls, 1905. Vol. X. P. 665-666.
Dan J. Jewish Mysticism. The Modern Period. Northvale: Jason Aronson, 1999. Vol. III. 448 p.
Eisenmenger J. A., Stehelin J. P., Buxtorf J. Rabbinical Literature: or, The Traditions of the Jews, Contained in the Talmud and Other Mystical Writings. L.: J. Robinson, 1748. Vol. I. 337 p.
Ford J. N. Notes on the Mandaic Incantation Bowls in the British Museum // Jerusalem Studies in Arabic and Islam. Jerusalem, 2002. Vol. 26. P. 237-272.
Fritz S. Die ossetischen Personennamen. Wien, 2006. 295 S.
Guiley R. The Encyclopaedia of Demons and Demonology. N. Y.: Facts on File, 2009. 302 p.
Korn F. Andeutung eines Systems der Mythologie, entwickelt aus der priesterlichen Mysteriosophie und Hierologie des alten Orients. Leipzig: Dyk’sche Buchhandlung, 1850. 330 S.
M?bius P. Midrasch Ele Eskera, die Sage von den Zehn M?rtyrern. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1854. 36 S.
Neudecker Ch. G. Allgemeines Lexicon der Religions-u. Christliche Kirchengeschichte f?r alle Konfessionen. Weimar: B. F. Voigt, 1835. Bd. IV. 914 S.
Nork F. Biblische Mythologie des Alten und Neuen Testamentes. Stuttgart: J. F. Cast, 1843. Bd. II. 419 S.
Patai R. The Messiah Texts: Jewish Legends of Three Thousand Years. Detroit: Wayne State Univ. Press, 1988. 432 p.
Pintel-Ginsberg I. Samael // Encyclopaedia of Jewish Folklore and Traditions. Armonk: M. E. Sharpe, 2013. P. 463-464.
Sholem G. Sabbatai S?evi: the Mystical Messiah 1626-1676. Princeton: Princeton Univ. Press, 1973. 1000 p.
Sholem G. Samael // Encyclopaedia Judaica. Jerusalem: Keter, 1972. Vol. XIV. P. 719-720.