Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 11. Ч. 2. С. 141-143.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ "ЭКСТРАВАГАНТНОСТИ" В ИСКУССТВЕ ЧИНКВЕЧЕНТО: ВОПРОСЫ ЭСТЕТИКИ, ТЕОРИИ, ПРАКТИКИ

Полунина Елена Николаевна
Дальневосточная государственная академия искусств


Аннотация. В статье предпринята попытка эстетического обоснования "экстравагантного" музыкального стиля в придворном искусстве Чинквеченто. В этой связи изучаются музыкально-теоретические трактаты XVI века, отражающие основные тенденции музыкальной практики того времени. Отдельное внимание уделено вопросу эволюции музыкального мышления в эпоху позднего Возрождения, стимулирующей поиски новой звуковой системы. Автор делает выводы о специфике функционирования новой "эксклюзивной" музыки XVI века, в частности, светских хроматических мадригалов, "экстравагантной" музыки для неравномерно-темперированного клавира.
Ключевые слова и фразы: маньеризм, музыкальное искусство Чинквеченто, светская музыка, хроматический мадригал, неравномерно-темперированный клавир, интервальные роды, практика musicae reservatae, ridotto, сonsonanze stravaganti, durezze, mannerism, musical art of Cinquecento, secular music, chromatic madrigal, unevenly-tempered clavier, interval types, practice "musicae reservatae", "ridotto", "сonsonanze stravaganti", "durezze"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.
  2. Бурундуковская Е. В. Джованни Мария Трабачи. Зарождение нового клавирного стиля // Музыковедение. 2008. № 4. С. 7-12.
  3. Волконский А. М. Основы темперации. М.: Композитор, 1998. 91 с.
  4. Григорьева М. А. Парадоксы Джезуальдо // Старинная музыка. 2009. № 1. С. 9-13.
  5. Даньшина Н. В. Особенности прочтения художественного текста вокального произведения XVI века: практический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4 (30). Ч. 3. С. 45-48.
  6. Копчевский Н. А. Клавирная музыка Чинквеченто // Итальянская клавирная музыка XVI века: избранные пьесы: ноты / сост. и вступ. ст. Н. А. Копчевского. М.: Музыка, 1987. С. 5-12.
  7. Полунина Е. Н. Микрохроматика в музыкальном искусстве позднего Возрождения: вопросы истории, эстетики, теории: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Владивосток, 2010. 27 с.
  8. Полунина Е. Н. Учение об интервальных родах Ф. Салинаса (на основе трактата "De musica") // Музыковедение. 2008. № 6. С. 2-9.
  9. Шевлякова Л. Светский быт позднего Возрождения и мадригал: от музыкального любительства к профессионализму // Музыка быта в прошлом и настоящем: сб. ст. Ростов н/Д: Изд-во РГК им С. Рахманинова, 1996. С. 81-92.
  10. Kaufmann H. Vicentino’s Arciorgano; an Annotated Translation // Journal of Music Theory. 1961. No. 5. P. 32-53.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru