Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 11. Ч. 2. С. 132-136.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЗВУКОРЯДНЫХ ФРАГМЕНТОВ ЛАДА В ГРИГОРИАНСКОМ НАПЕВЕ

Пайсон Надежда Константиновна
г. Екатеринбург


Аннотация. В статье рассматриваются функциональные значения звукорядных образований средневекового лада, нашедших отражение в григорианском напеве. Функциональное содержание номенклатуры звукорядных объектов - diatessaron, diapente - интерпретируется с позиции действующих конструктивных единиц (КЕ) - кратчайших интонационных образований, состоящих из двух смежных тонов в интервальном отношении секунды с нисходящим вектором. Проявлению функциональных свойств звукорядных "блоков" способствует контекст мнемонического процесса, связанного с деятельностью воспринимающего сознания наблюдателя - памятью и чувственной оценкой звучания.
Ключевые слова и фразы: мнемонический процесс, чувственное восприятие, diapente, diatessaron, функциональное содержание, конструктивная единица (КЕ), григорианский хорал, соединительная интонация, mnemonic process, sensory perception, diapente, diatessaron, functional content, structural unit, the Gregorian chant, connecting intonation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Андреев А. А. К истории европейской музыкальной интонационности. М.: Музыка, 2000. Часть вторая. Грегорианский хорал. 480 с.
  2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М.: Музыка, 1971. 373 с.
  3. Захаров Ю. К. Линеарные факторы в венско-классической мелодике (на примере поздних симфоний Й. Гайдна) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12. Ч. 1. С. 63-71.
  4. Пайсон Н. К. Конструктивные единицы в григорианском хорале (онтологический аспект) // Мир культуры, науки, образования. 2013. № 1. С. 219-221.
  5. Чугаев А. Г. Учебник контрапункта и полифонии для композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: Композитор, 2009. 440 с.
  6. Яворский Б. Л. Музыкальное мышление. Новосибирск, 1908. 52 с.
  7. Kyriale (?dition vaticane) [Электронный ресурс]. URL: http://www.sanctamissa.org/fr/music/gregorian-chant/the-faithful/kyriale-vatican.html (дата обращения: 16.02.2012).

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru