Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1. Ч. 2. С. 202-206.
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И КУЛЬТУРА: ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДНОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ТЕАТРА В 1917-1920-Е ГГ.
Шалаева Надежда Владимировна
Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова
Аннотация. В статье на основе современных подходов в истории, широкого использования архивных материалов рассмотрен процесс формирования народного революционного театра как механизма репрезентации и политической коммуникации власти. Дана классификация театров с позиции властной репрезентации, направленной на формирование образа власти. Особое внимание уделено характеристике революционных и народных театров как проводников идей советской власти. Представлен революционно-идеологический механизм управления театральной деятельностью в интересах советской власти в 1917 – 1920-е гг.
Ключевые слова и фразы: советская власть, культура, театральная политика, Пролеткульт, народный театр, soviet rule, culture, theatre policy, Proletkult, people’s theatre
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Афанасьев Н. Цензура нового типа // Парадокс о драме. Перечитывая пьесы 1920-1930 годов: сборник. М., 1993. С. 56-57.
Гайдебуров П. П. Литературное наследие: Воспоминания. Статьи. Режиссерские экспликации. Выступления. М.: ВТО, 1977. 464 с.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 628. Оп. 1.
ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 23.
Грабовский И. Контроль и руководство: литературная политика советской партийной бюрократии в 1920-е гг. // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. М.: АИРО-XX, 2002. С. 17-49.
Гудкова В. Особенности "советского сюжета": к типологии ранней российской драмы 1920-х гг. М.: НЛО, 1999. 352 с.
Дворкин Ю. Б. Массовый театр: проблема взаимосвязей в контексте культуры // Взаимосвязи: Театр в контексте культуры. Л.: Всерос. НИИ искусствознания, 1991. С. 8-37.
Дворкин Ю. Б. Ранний советский революционный театр в контексте народной игровой культуры: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Л., 1990. 24 с.
Дик А. А. Агитационно-пропагандистская работа в РКК 1920-х гг. – воспитание "советского человека" (на материалах Тамбовской губернии) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11 (37). Ч. 1. С. 64-70.
Жидков В. С. Культурная политика и театр. М.: Изд-во лит. по атом. технике, 1995. 320 с.
Зеленов М. В. Аппарат ЦК РКП(б) – ВКП(б), цензура и историческая наука в 1920-е годы. Н. Новгород: Нижполиграф, 2000. 538 с.
Зеленов М. В. Цензура и органы цензуры в постановлениях Наркомпроса РСФСР в 1922-1924 гг. // Цензура в России: история и современность: сб. науч. трудов. СПб., 2006. Вып. 3. С. 257-286.
Зеленов М. В. Цензура и органы цензуры в постановлениях Наркомпроса РСФСР в 1927 г. // Цензура в России: История и современность: сб. науч. трудов. СПб., 2008. Вып. 4. С. 254-290.
Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. Л.: Искусство, 1982. 343 с.
Золотницкий Д. И. Будни и праздники театрального Октября. Л.: Искусство, 1978. 255 с.
Искусство Коммуны. 1918. № 1.
Карпов Н. В. Пролеткульт как социокультурное движение: дисс. … к. культурологии. СПб., 1999. 210 с.
Керженцев П. М. Творческий театр. М. – Пг.: Государственное издательство, 1923. 234 с.
Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М.: Советский художник, 1983. 495 с.
Лебедева М. В. Народный комиссариат просвещения РСФСР в ноябре 1917 – феврале 1921 гг.: Опыт управления: дисс.. к.и.н. М., 2004. 208 с.
Левченко Е. Г. Массовое сознание и художественная культура. Динамика взаимодействия в тексте советской культуры (по материалам театра и кино): дисс.. к. филос. н. Киев, 2003. 206 с.
Ленин В. И. Письмо к А. В. Луначарскому // Ленин В. И. Полн. собр. соч. в 55-ти т. М.: Политиздат, 1970. Т. 52.
Ленин В. И. Письмо М. Н. Покровскому // Ленин В. И. Полн. собр. соч. в 55-ти т. М.: Политиздат, 1970. Т. 52.
Логинова Л. Ф. Становление и развитие культурной политики Советского государства: 1917-1939 гг.: дисс. … д.и.н. М., 2005. 377 с.
Луначарский А. В. Еще раз о театре Мейерхольда // Луначарский А. В. Собр. соч.: в 8-ми т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 3. С. 302-305.
Луначарский А. В. Театр и революция // Луначарский А. В. Собр. соч.: в 8-ми т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 3. С. 80-105.
Луначарский А. В. Театр Мейерхольда // Луначарский А. В. Собр. соч.: в 8-ми т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 3. С. 294-301.
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 645. Оп. 1.
РГАЛИ. Ф. 1230. Оп. 1.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 142. Оп. 1.
РСФСР. Главный репертуарный комитет: Репертуарный указатель ГРК [Список разрешенных и запрещенных к исполнению на сцене произведений] / под ред. Н. А. Равича. М.: Теа-кино-печать (18 тип. "Мосполиграфа" им. М. И. Рогова), 1929. 195 с.
Театры Москвы. 1917-1927: статьи и материалы. М., 1928. 195 с.
Троцкий Л. Культура и социализм // Троцкий Л. Проблемы культуры. Культура переходного периода. Сочинения. М. – Л., 1927. Т. 21. С. 162-164.
Февральский А. В. Десять лет театра Мейерхольда. М.: Федерация, 1931. 100 с.
Центральный государственный архив литературы и искусства СПб. (ЦГАЛИ). Ф. 30. Оп. 1.
ЦГАЛИ. Ф. 260. Оп. 1.
ЦГАЛИ. Ф. 337. Оп. 1.
Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов. К постановке "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского в Московском Пролеткульте // Эйзенштейн С. Избранные произведения: в 6-ти т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. С. 269-273.
Эфрос Е. Н. Театр в опасности // Культура театра. 1921. № 7-8. С. 1-8.