Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 1. Ч. 1. С. 24-29.
МНОГОГОЛОСНАЯ СОЛЬНАЯ ФОНАЦИЯ: ОТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО "ОБНАРУЖЕНИЯ" ЯВЛЕНИЯ – К ЕГО НАУЧНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ
Баязитова Галия Раилевна
Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова
Аннотация. Статья посвящена вопросам звукообразования при многоголосной фонации – "сольном многоголосии", извлекаемом одним певцом. На основании факта участия в голосообразовании бронхиальной системы объясняются различия в звучании бурдонного баса в разных образцах многоголосной фонации. Показано, что "многоступенчатость" бронхиальной системы вносит регистровое и тембральное многообразие, расширяет диапазоны звучания, позволяя певцу извлекать одновременно два, три и более голосов, т.е. создавать "сольное многоголосие".
Ключевые слова и фразы: многоголосная фонация, горловое пение, узляу, хоомей, механизмы голосообразования, сольное многоголосие, polyphonic phonation, deep-throat singing, uzlyau (Bashkir deep-throat singing), khoomei (Tuvan deep-throat singing), voice formation mechanisms, solo
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аксёнов А. Н. Тувинская народная музыка. М.: Советский композитор, 1964. 264 с.
Багрунов В. П. Азбука владения голосом. СПб.: Багрунов, 2006. 320 с.
Банин А. А., Ложкин В. Н. Об акустических особенностях тувинского сольного двухголосия // Доклады VIII Всесоюзной акустической конференции. М., 1973. C. 30-34.
Баязитова Г. Р. Узляу как феномен музыкально-исполнительского искусства башкир: дипломная работа / Уфимский государственный институт искусств. Уфа, 1995. 99 с.
Бичелдей К. А. Акустический и артикуляционный аспекты хоомея и фарингализации гласных в тувинском языке // Мелодии "Хоомея": материалы I Международного симпозиума "Хоомей-92". Кызыл, 1994. С. 38-41.
Винчи Леонардо да. Анатомия: записки и рисунки / пер. с ит. М. В. Кондратьевой и З. Б. Подкопаевой; ред. и комм. В. Н. Терновского. М.: Наука, 1965. 592 с.
Грум-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л., 1926. Т. III. Вып. 1. 426 с.
Даль В. И. Башкирская русалка // Башкирия в русской литературе / сост., авт. предисл, библ. справок, комментариев М. Г. Рахимкулов. Уфа: Башкнигоиздат, 1989. Т. 1. С. 172-188.
Ихтисамов Х. С. К проблеме сравнительного изучения двухголосного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / общ. ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Сов. композитор, 1988. Часть II. С. 197-216.
Камаев Ф. Х. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора // Научно-методические записки. Уфа: УГИИ, 1973. Вып. I. С. 14-30.
Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; науч. ред. В. Н. Юнусова. М.: Изд-во "Композитор", 2009. 552 с.
Куулар В. О. Артикуляционно-акустические механизмы тувинского сольного многоголосного пения хоомей // Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии: тезисы научных докладов V международного этномузыкологического симпозиума. Кызыл, 2008. С. 159-184.
Кыргыс 3. К. Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев: автореф. дисс. … д. искусствоведения. Новосибирск, 2007. 60 с.
Кыргыс 3. К. Тувинское горловое пение: этномузыковедческое исследование. Новосибирск: Наука, 2002. 236 с.
Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд-е 2-е, доп. М.: Музыка, 1965. С. 82-90.
Ондар М. А., Сарыглар А. С. О физической природе звуков тувинского горлового пения // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов: материалы Международной научно-практической конференции. Кызыл, 2006. С. 371-381.
Ондар М. А., Сарыглар А. С. Особенности формирования звуков хоомея в стиле "сыгыт" // Материалы XXIV сессии Российского акустического общества, сессии Научного совета по акустике РАН / Саратов, 12-15 сентября 2011 г. Саратов, 2011. С. 73-75.
Сузукей В. Ю. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев: автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 1995. 21 с.
Харуто А. В. Тувинское горловое пение: акустический анализ и модель звукообразования // Сб. трудов ХХ сессии Российского акустического общества, секция "Акустика речи". М., РАО, 2008. С. 106-110.
Харуто А. В. Тувинское горловое пение: формирование многоголосия при "одноголосном" спектре (модель звукообразования и восприятия) // Хомей – феномен культуры народов Центральной Азии: материалы V Международного этномузыкологического симпозиума. Кызыл: Международный научный центр "Хомей"; UNESCO, 2008. С. 124-134.
Харуто А. В., Карелина Е. К. К вопросу о музыкально-акустических свойствах тувинского горлового пения // Музыкальная академия. 2008. № 4. С. 108-113.
Чернов Б. П., Маслов В. Т. Принципиальные физиологические особенности работы гортани при исполнении стиля хоомея – "сыгыт" // Хоомей-92: материалы I Международного музыковедческого симпозиума (19-23 июня 1992 г.). Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1994. С. 34-37.
Чернов Б. П., Маслов В. Т. Феномен тувинского двухголосья // Природа. 1978. № 6. С. 48-49.
Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма: исследование. М.: Советский композитор, 1983. 153 с.
Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск, 1900. 357 с.
Bloothooft G. et al. Acoustics and Perceptions of Overtone Singing // Journal of Acoust Society of America. 1992. October. Vol. 92. № 4. Pt. 1. P. 1827-1836.
Gunji S. An Acoustical Consideration of Xoomij // Musical Voices of Asia. Heibonsya, Tokyo, 1980. P. 135-141.