Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8. Ч. 1. С. 25-29.
ОБРАЗЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ В ДЕТСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ
Базилевич Мария Владимировна
Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского
Аннотация. В статье рассматриваются содержательные планы программных фортепианных сочинений для детей, воплощающие образы театральной куклы. В качестве материалов исследования используются пьесы зарубежных и отечественных композиторов XIX-XX веков. Работа опирается на установки интонационного и жанрового анализа, положения теории музыкального содержания и психологии музыкального восприятия. Автором выявлен комплекс жанрово-интонационных средств, используемых композиторами при создании музыкальных образов театральных кукол, а также обоснован вывод о соответствии этих средств особенностям детского музыкального восприятия.
Ключевые слова и фразы: фортепианная музыка для детей, театральная кукла, детская сюжетно-ролевая игра, семантический анализ музыкальной темы, психология детского музыкального восприятия, piano music for children, theatrical puppet, children’s plot-role-playing game, semantic an
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М.: Гос. центр. НИИ охраны здоровья детей и подростков, 1935. 95 с.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. Книги первая и вторая. 374 с.
Башарова И. Р. Герои и персонажи фортепианных пьес Софии Губайдуллиной для детей // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 2 (3). С. 111-118.
Баязитова Д. И. Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара: дисс. … к. искусствоведения. Уфа, 2008. 308 с.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
Депорт И. Марионетки // Детские пьесы современных французских композиторов для фортепиано / ред.-сост. Л. Рощина. М.: Музыка, 1973. Вып. 2. 50 с.
Ковальчук Л. П. Концептуальная интеграция смешанного пространства "женщина-кукла" в русском сказочном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (16). C. 91-95.
Кюи Ц. А. Куколки (Испанские марионетки) // Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (4 класс ДМШ. Пьесы русских композиторов). М.: Музыка, 1966. 51 с.
Лебедев А. Е. Игровая логика в контексте теории музыкальной композиции Е. В. Назайкинского // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Астрахань: ОПОУ ДПО АИПКП, 2006. Ч. 1. С. 86-94.
Лядов А. К. Марионетки // Лядов А. К. Избранные пьесы для фортепиано. М.: Музыка, 1970. Т. II. 183 с.
Майкапар С. М. Танец марионеток // Майкапар С. М. Избранные произведения. Л.: Советский композитор, 1963. 75 с.
Мартину Б. Марионетки [Электронный ресурс]. URL: http://classic-online.runwww.classic-online.ru/ru/production/27825# (дата обращения: 02.03.2013).
Морозов И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре. М.: Индрик, 2011. 352 с.
Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. 1997. № 5. С. 28-33.
Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
Назайкинский Е. В. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 240 с.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
Николаева Н. Н. Традиционные способы изготовления кукол у удмуртов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 5 (16). C. 91-95.
Парфёнова С. О., Иванкова М. В. Роль педагога в игровом общении и в создании образа куклы-персонажа // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (59). C. 170-174.
Психология музыкальной деятельности: теория и практика / ред. Г. М. Цыпин. М.: Академия, 2003. 186 с.
Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. статей / сост. Л. Раппопорт, общ. ред. А. Сохора, Ю. Холопова. М.: Музыка, 1971. С. 292-309.
Таренги М. Танец марионеток // Звуки мира: пьесы для фортепиано / сост. А. А. Бакулов. М.: Советский композитор, 1988. Вып. 15. 64 с.
Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. 265 с.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1978. 304 с.