Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8. Ч. 1. С. 118-121.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНСТИТУТИВЫ МУЗЫКАЛЬНО-МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Краева Александра Геннадьевна, Михайлова Ирина Викторовна
Ульяновский государственный университет
Аннотация. В статье дается эпистемологический анализ механизмов абстрагирования, репрезентации и моделирования в области художественной когнитивной практики с целью обнаружения интегративных взаимосвязей музыкального искусства с теоретико-познавательными параметрами науки. Актуальность исследования определяется общенаучной тенденцией роста самосознания на уровне философско-методологической рефлексии для обоснования стратегий когнитивной деятельности всего концептуального пространства современной культуры.
Ключевые слова и фразы: рефлексия, музыкальное искусство, научная рациональность, абстрагирование, репрезентация, моделирование, reflection, music art, scientific rationality, abstracting, representation, modeling
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / вст. ст. и коммент. Е. И. Орловой. Л.: Музыка, 1971. Книги первая и вторая. 376 с.
Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. В. Н. Садовский, И. Б. Новик. М.: Наука, 1988. 506 с.
Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Наука, 1985. Вып. 14. Лингвистическая прагматика. С. 74-132.
Выготский Л. С. Психология искусства / предисл. А. Н. Леонтьев; коммент. Вяч. В. Иванова. Изд-е 3-е. М.: Искусство, 1986. 572 с.
Грязнов Б. С. Логика. Рациональность. Творчество. М.: Наука, 1982. 256 с.
Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. 278 с.
Лекторский В. А. Проблемы гносеологии искусства // Теория познания: в 4-х т. М.: Мысль, 1991. Т. 2. Социально-культурная природа познания. С. 245-264.
Лосев А. А., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с.
Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 240 с.
Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
Саввина Л. Звукоорганизация музыки XX века: семиотические проблемы исследования // Музыкальная академия. 2008. № 2. С. 114-142.
Славин А. В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971. 271 с.
Хофштадтер Д. Р. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара: Изд. дом "Бахрах-М", 2000. 752 с.
Шерман Н. С. Формирование равномерно-темперированного строя. М.: Музыка, 1964. 120 с.