Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8. Ч. 1. С. 53-60.
Гирфанова Марина Евгеньевна
Казанская государственная консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова
Аннотация. Статья посвящена малоисследованному в отечественном музыкознании аспекту музыкально-поэтического творчества Филиппа де Витри – одного из основоположников французского ars nova XIV века, – атрибуции его мотетов. Приводятся прямые свидетельства авторства Витри целого ряда мотетов, а также существующие косвенные подтверждения, основанные на фактах биографии Витри, тематической и стилистической близости уже атрибутированным сочинениям композитора. В статье помещены авторские подстрочные переводы восьми образцов мотетной поэзии Витри.
Ключевые слова и фразы: мотет, французская музыка, французское ars nova XIV века, мотеты Филиппа де Витри, атрибуция мотетов ars nova, motet, the French music, the French ars nova of the XIV th century, Philippe de Vitry’s motets, attribution of ars nova motets
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Гирфанова М. Е. К вопросу о мензуральной ритмике французского ars nova: метрический размер темпус и его ритмическая реализация в мотетах Филиппа де Витри // Музыковедение. 2011. № 10. С. 2?8.
Гирфанова М. Е. От модуса-ритмоформулы к модусу-мензуре: модус и его ритмика в мотетах Филиппа де Витри // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2013. № 1. С. 4?10.
Гирфанова М. Е. Транскрипция мотетов Филиппа де Витри как реконструкция // Старинная музыка. 2011. № 1?2. С. 22?27.
Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья: X-XIV вв. М.: Музыка, 1983. Вып. 1. История полифонии. 454 c.
Килимник Е. В. Феодальный замок в контексте политической культуры средневековья // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8. Ч. 2. С. 93?97.
Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV вв. Основные реформы (на материале трактатов). М.: Композитор, 2003. 414 c.
Anonymous. Ars mensurandi motetos // Corpus scriptorum de musica. Rome: American Institute of Musicology, 1964. Vol. 8. Р. 55?69.
Apel W. Die Notation der Polyphonen Musik 900-1600. Leipzig: Breitkopf & H?rtel, 1962. 527 S.
Bent M. Fauvel and Marigny: Which Came First? // Fauvel Studies: Allegory, Chronicle, Music and Image in Paris, Biblioth?que Nationale de France, MS fran?ais 146. Oxford: Clarendon Press, 1998. Р. 35-52.
Bent M., Wathey A. Vitry, Philippe de // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L. – N. Y.: Macmillan Publishers, Ltd., 2001. Vоl. 26. P. 803?813.
Besseler H. Studien zur Musik des Mittelalters I: Neue Quellen des 14. und beginnenden 15. Jahrhunderts // Archiv f?r Musikwissenschaft. 1925. B. 7. S. 167–252.
Besseler H. Studien zur Musik des Mittelalters II: Die Motette von Franko von K?ln bis Philipp von Vitry // Archiv f?r Musikwissenschaft. 1926. B. 8. S. 137-258.
Boen J. Ars (musicae) // Corpus scriptorum de musica. Rome: American Institute of Musicology, 1972. Vol. 19. Р. 15?46.
Borghezio G. Poesie musicali latine e francesi in un codice ignorato della Biblioteca capitolare d’Ivrea // Archivum Romanicum. 1921. Vol. 5. P. 173?186.
Buigne G. de la. Roman des deduis. Le roman des d?duis. Karlshamn: Blomqvist, 1951. 315 р.
Campo Th. de. De musica mensurabili // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera : 4 vols. Paris: Durand, 1864?76. Vol. 3. Р. 177?193.
Coplestone-Crow N. Philippe de Vitry and the Development of the Early Fourteenth-Century Motet. University of Southampton, 1997. 202 p.
G?nther U. Problems of Dating in Ars Nova and Ars Subtilior // La musica al. tempo del Boccacio e i suoi rapporti con la letteratura. Certaldo: Centro di studi sull’ars nova italiana del Trecento, 1978. Р. 289-301.
K?gle K. The Manuscript Ivrea, Biblioteca Capitolare 115: Studies in the Transmission and Composition of Ars Nova Polyphony. Ottawa: The Institute of Mediaeval Music, 1997. 285 р.
Langlois E. Recueil d'arts de seconde rh?torique. Paris: Imprimerie national, 1902. 496 р.
Leech-Wilkinson D. The Emergence of Ars Nova // Journal of Musicology. 1995. Vol. XIII. № 3. P. 285-317.
Roesner E. Introduction // Le Roman de Fauvel / ed. by L. Schrade with a new introduction and notes on performance by E. Roesner. Monaco: Editions de l'Oiseau-Lyre, 1984. Р. IV?VII.
Sanders E. The Early Motets of Philippe de Vitry // Journal of the American Musicological Society. 1975. Vol. XXVIII. № 1. Р. 24-45.
Schrade L. Philippe de Vitry: Some New Discoveries // The Musical Quarterly. 1956. Vol. XLII. № 3. P. 330-354.
Tewkesbury J. Quatuor principalia musice // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: 4 vols. Paris: Durand, 1864?76. Vol. 4. Р. 254?298.
Vitry Ph. de. Ars perfecta in musica // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: 4 vols. Paris: Durand, 1864?76. Vol. 3. Р. 28-35.
Wathey A. Myth and Mythography in the Motets of Philippe de Vitry // Musica e storia. 1998. № 6. Р. 89-106.
Wathey A. The Motet Texts of Philippe de Vitry in German Humanist Manuscripts of the Fifteenth Century // Music in the German Renaissance: Sources, Styles, and Contexts. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. Р. 195-201.