Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 6. Ч. 1. С. 21-24.
К ВОПРОСУ О МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ ЯДРЕ ИНДИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ: МОКШЕИ НИРВАНОЦЕНТРИЧНОСТЬ CONTRA ТЕОЦЕНТРИЧНОСТЬ
Аникеева Елена Николаевна
Российский университет дружбы народов
Аннотация. Статья раскрывает содержание понятия мокше- и нирваноцентричность традиционных индийских религий как мировоззренческого их ядра в противопоставлении христианскому теоцентризму. Мокша и нирвана – сотериологические идеалы индийских религий вне нравственных критериев в отличие от христоцентричной сотериологии, мокша и нирвана достигаются знанием и йогической практикой. Если метафизическую основу индийской религиозности составляет безличный сотериологический идеал, то течения индийского теизма не могут находиться в центре этой религиозности, но ограничены "периферией".
Ключевые слова и фразы: теоцентризм, теизм, монотеизм, политеизм, мокше- и нирваноцентричность, безличностное мировоззренческое ядро, границы индийского теизма, theo-centrism, theism, monotheism, polytheism, moksha- and nirvana-centricity, impersonal world outlook core, limits o
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аникеева Е. Н. О применимости понятий "теизм" и "теоцентризм" к индийской религиозности // Вестник РУДН. Серия "Философия". М.: РУДН, 1999. № 1. С. 192-196.
Аникеева Е. Н. Параметры и смысловые горизонты индийского философского богословия (ишвара-вады) // Философский дискурс в традиции духовных культур Запада и Востока: монография / под ред. Н. С. Кирабаева, А. В. Семушкина, С. А. Нижникова. М.: РУДН, 2009. С. 101-117.
Бхагавадгита. Махабхарата II / пер. и комм. Б. Л. Смирнова. Ашхабад, 1956.
Гараджа В. И. Религиозная этика // Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2004.
Древнеиндийская философия / подг. текстов В. В. Бродова. М.: Мысль, 1972.
Дхаммапада / пер. с пали, введ. и комм. В. Н. Топорова. М.: Изд-во восточной литературы, 1960.
Лосский Н. О. Христианство и буддизм // Христианство и индуизм. М., 1992.
Парибок А. Брахман // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь. М., 1996.
Сыркин А. Я. Дидактика классического индуизма // Древо индуизма. М.: Восточная лит-ра, 1999.
Топоров В. Н. Дхаммапада и буддийская литература // Дхаммапада / пер. с пали, введ. и комм. В. Н. Топорова. М.: Изд-во восточной литературы, 1960.
Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm (дата обращения: 26.04.13).
Шанкара. Атмабодха / пер. А. Я. Сыркина // Антология мировой философии: в 4-х т. М., 1969. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1.
Шохин В. К. Авидья // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: ЦНЦ "Православная энциклопедия", 2000. Т. 1.
Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1994.
Эрман В. Брахма // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь. М.: Республика, 1996.
Dasgupta S. N. Philosophical Essays. Delhi, 1982.
Hiriyanna M. Outlines of Indian Philosophy. L.: George Allen and Unwin, Ltd., 1951.
Nakamura Hajime. Ways of Thinking of Eastern People. Honolulu: University of Hawaii Press, 1971.