Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5. Ч. 2. С. 134-137.
ШАМАНСКИЕ КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА И "ОНГОНЫ" – МАРКЕРЫ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТ
Михайлова Вера Тарасовна
Музей истории г. Иркутска
Аннотация. В статье рассматриваются такие части субкультуры носителей шаманизма, как "обо", "онгоны" и шаманские рощи, называемые автором маркерами этнической идентичности бурят. Маркеры закрепляют этнос с освоенной территорией и являются своего рода пограничными знаками. Маркеры – это также особые эмоции, такие как чувство рода, территории и собственно этничности. Буряты-шаманисты сохраняли свою идентичность благодаря уникальности созданных в Средние века маркеров.
Ключевые слова и фразы: метамаркеры, минимаркеры, пространство культуры, ценности рода, сакральный ландшафт, "свое" и "чужое", онгоны – маркеры бурятской идентичности, meta-markers, mini-markers, culture space, family values, sacred landscape, "own" and "foreign", ongons – marke
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асеев В. И. Отражение некоторых аспектов шаманизма в археолого-этнографическом материале Предбайкалья и Забайкалья // Древнее Забайкалье и его культурные связи. Новосибирск: Наука, 1985. С. 161-172.
Балдаев С. П. Архив исследователя // Фонды Музея истории Бурятии им. М. Г. Хангалова, г. Улан-Удэ. 1926-1957 гг.
Васютин С. А. Концепция традиционных обществ и номадизм // Древние кочевники Центральной Азии: история, культура, наследие: материалы международной научной конференции (г. Улан-Удэ, 23-29 августа 2005 г.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. С. 60-63.
Дамбаева А. Н. Буддийские принципы в традиционных представлениях бурят // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21). Ч. III. С. 47-50.
Долгих Б. О. Легенды и сказки нганасанов / текст и предисл. Б. О. Долгих. Красноярск: Гос. изд-во, 1938. 136 с.
Долгих Б. О. Мифологические сказки и исторические предания нганасанов / сост. Б. О. Долгих. М.: Наука, 1976. 341 с.
Дыренкова Н. П. Пережитки материнского рода у алтайских тюрков. Авункулат // Советская этнография. 1937. № 4. С. 18-45.
Дыренкова Н. П. Птица в космогонических представлениях турецких племен Сибири // Культура и письменность Востока. Баку: Издание ВЦК НТА, 1929. Кн. 4. С. 119-126.
Коновалов П. Б. Хунну в Забайкалье: погребальные памятники. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ин-та обществ. наук, 1976. 22 с.
Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 462 с.
Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 288 с.
Михайлова В. Т. Роль православной церкви в распространении земледелия у бурят в конце XIX – начале XX века // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 1 (25).
Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М.: Главная редакция восточной литературы, 1984. 304 с.
Огласительное поучение готовящимся ко святому крещению язычникам. Иркутск: Типография А. А. Сизых, 1890. 28 с.
Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. 115 с.
Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. 239 с.
Сыртыпова С. Д. Традиционные культовые объекты географического ландшафта Прибайкалья как памятники кочевнического типа // Древние кочевники Центральной Азии: история, культура, наследие: материалы международной научной конференции (г. Улан-Удэ, 23-29 августа 2005 г.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. С. 123-124.