Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5. Ч. 1. С. 81-85.
КОНСЕРВАТИВНАЯ ИДЕЯ КАК ОСНОВА АБСОЛЮТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Ивакин Григорий Анатольевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация. В статье исследуется развитие консервативной идеи в России в период XVI – первой половины XIX в. Проанализированы идейные доктрины Феофана Прокоповича, Н. М. Карамзина, графа С. С. Уварова. Рассматриваются консервативные взгляды А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Показано, что в этот период консервативная мысль в России формировала основу официально-монархической консервативной идеологии. Сама власть постулировала свой абсолютный характер, подтверждая его религиозной составляющей.
Ключевые слова и фразы: консерватизм, доктрина Уварова, абсолютизм, Российская империя, идеология, власть, conservatism, Uvarov’s doctrine, absolutism, the Russian Empire, ideology, power
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абдуллаева Р. А. Социальная стабильность и некоторые проекты её достижения в истории России // Фундаментальные исследования. 2006. № 12. С. 41–42.
Бухаркин П. Е. Феофан Прокопович и духовноинтеллектуальные движения петровской эпохи // Христианское чтение. 2009. № 9–10. С. 100–121.
Васильев А. А., Серегин А. В. История русской охранительной политико-правовой мысли (VII–XX вв.). М.: Юрлитинформ, 2001. 450 с.
Велижев М. С. С. Уваров в начале николаевского царствования: заметки к теме // Пушкинские чтения в Тарту – 5: пушкинская эпоха и русский литературный канон: к 85-летию Ларисы Ильиничны Вольперт: в 2-х ч. Тарту, 2011. Ч. 2. С. 335–356.
Воробьева И. В. Историческая концепция Н. М. Карамзина и европейский легитимизм // Освободительное движение в России: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. В. С. Парсамова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 20. С. 164–166.
Гудзий Н. К. Феофан Прокопович // История русской литературы: в 10-ти т. / АН СССР. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. III. Литература XVIII века. Ч. 1. С. 157-175.
Давыдов А. Н. Сущность политических идеологий и их роль в историческом процессе (политическая история России) // Философия и проблема человека. СПб., 1997. Т. IV. 491 с.
Заболотная А. С. Теория официальной народности как идейно-теоретическое и философско-правовое обоснование самодержавия в России // Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 4. С. 2-12.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М.: Правда, 1991. 623 с.
Лотман Ю. М. "Договор" и "вручение себя" как архетипические модели культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 343-355.
Павленко Н. И. Феофан Прокопович // Наука и жизнь. 1995. № 4. С. 86-92.
Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры. М.: Новое издательство, 2008. 249 с.
Самоваров А. Пушкин как зеркало русского консерватизма [Электронный ресурс]. URL: http://novchronic.ru/3567.htm (дата обращения: 17.01.2013).
Удалов С. В. Государственная идеология в России второй четверти XIX века: пропаганда и реализация: автореф. дисс. … к.и.н. Саратов, 2005. 21 с.
Удалов С. В. Теория официальной народности: механизмы внедрения // Освободительное движение в России: межвуз. сборник научных трудов / под ред. Н. А. Троицкого. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2006. Вып. 21. С. 77-85.
Черняев Н. И. Русское самодержавие / сост., предисл., примеч., имен. словарь А. Д. Каплина; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 864 с.