Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4. Ч. 2. С. 96-100.
ПОНЯТИЕ В МУЗЫКЕ КАК СИНТЕЗ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО
Кульбижеков Виктор Николаевич
г. Красноярск
Аннотация. Статья посвящена рациональным механизмам музыкального искусства, а именно выявлению в музыкальных произведениях понятия, понятийного образа. Если существует феномен музыкального мышления, должна существовать и структурная единица этого мышления. Поскольку вербальное мышление оперирует понятиями, то можно предположить, что основу музыкального мышления также составляют понятия. В статье доказывается наличие понятия в музыке и раскрывается его специфика.
Ключевые слова и фразы: аудиальный понятийный образ, чувственное и рациональное, трансформации, структурирование, audio notion image, sensory and rational, transformations, structuring
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991. 383 с.
Библер В. С. Замыслы: в 2-х кн. / отв. ред. И. Е. Берлянд. М.: Изд-во РГГУ, 2002. 879 с.
Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. 270 с.
Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики // Научное творчество: сб. статей / под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. С. 167-220.
Ганслик Э. О музыкально-прекрасном: опыт переосмысления музыкальной эстетики / пер. с нем. Изд-е 2-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 232 с.
Кульбижеков В. Н. Рациональные основания музыкального творчества. Механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 200 с.
Кульбижеков В. Н. Экстраполяция категории "Мысленный эксперимент" в отношении к музыкальному искусству // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Серия 7. Философия. М.: Изд-во МГУ, 2008. № 6. С. 68-78.
Максвелл Дж. К. Избранные сочинения по теории электромагнитного поля. М.: Государственное изд-во технико-теоретической литературы, 1954. 687 с.
Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 456 с.
Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986. 127 с.
Неванлинна Р. Пространство, время и относительность / пер. с нем. М.: Мир, 1966. 232 с.
Проблемы музыкального мышления: сб. статей / сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. 336 с.
Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. С. 52-104.
Hostinsk? O. Herbarts ?sthetik in ihren grundlegenden Teilen quellenm??ig dargestellt und erl?utert. Leipzig, 2011.
Kulbizhekov V. N. Rethinking and Extrapolating of Notion "Mental Experiment" Relating to Musical Art // Proceedings of the XXII World Congress of Philosophy / Seoul National University. Seoul, 2012. Vol. 1. Aesthetics and Philosophy of Arts. P. 153-160.
M?ller-Freienfels R. Psychologie der Kunst. 3. Auflage. Leipzig – Berlin, 1923. Bd. 1. 181 S.
Zich O. Estetick? vnim?ni hudby. ?ast I. Pokusy // ?esk? mysl. 1910. № 11.