Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 2. Ч. 2. С. 25-29.
"ПЕРСОНАЖ-БЕС" В ОПЕРЕ М. П. МУСОРГСКОГО "БОРИС ГОДУНОВ"
Бериглазова Екатерина Васильевна
Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки
Аннотация. В статье предлагается нетрадиционный взгляд на оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов". Автор анализирует средства музыкальной выразительности, использующиеся для характеристики коллективных персонажей ("народа", "калик перехожих" и "бродяг"), рассматривает выполняемые ими драматургические функции. Это дало возможность показать сходство идей, реализованных в романе Ф. М. Достоевского "Бесы" и опере М. П. Мусоргского "Борис Годунов".
Ключевые слова и фразы: опера "Борис Годунов", роман "Бесы", "коллективный персонаж", "персонаж-бес", "народ", танцевальность, opera "Boris Godunov", novel "The Demons", "collective character", "character-demon", "people", dancing nature
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Агеносов В. В. Литература russkogo зарубежья (1918-1996): учеб. пособие. М.: Терра спорт, 1998. 540 с.
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Современный писатель, 1995. Т. 1. 416 с.
Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 239 с.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Изд-е 2-е. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
Бердяев Н. А. Духи русской революции // Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1990. С. 55-89.
Бердяев Н. А. Русская идея. М.: АСТ; АСТ Москва; Хранитель, 2007. 286 с.
Беседы на Евангелие от Матфея [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_51=48 (дата обращения: 25.12.2012).
Библия. Новый завет. М.: Российское библейское общество, 2005. 295 с.
Гуськов В. В. Система персонажей исторической эпопеи А. И. Солженицына "Красное колесо" как форма воплощения эстетических принципов и мировоззренческих позиций автора: дисс. … канд. филол. наук. Владивосток, 2006. 231 с.
Достоевский Ф. М. Бесы: роман. СПб.: Издательский дом "Азбука-классика", 2008. 704 с.
Иванова А. А. Философские открытия Ф. М. Достоевского. М., 1995. 194 с.
Лихачёв Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001. 566 с.
Парин А. В. Хождение в невидимый град: парадигмы русской классической оперы. М.: Аграф, 1999. 464 с.
Ручьевская Е. А. Хованщина Мусоргского как художественный феномен: к проблеме поэтики жанра. СПб.: Композитор, 2005. 388 с.
Сараскина Л. И. Бесы: роман-предупреждение. М., 1990. 194 с.
Сологуб Ф. К. Мелкий бес: роман / вступ. статья В. Келдыша. М.: Худож. лит., 1988. 303 с.