Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4. Ч. 1. С. 81-85.
Конфедерат Ольга Владимировна
Челябинский государственный университет
Аннотация. Автор исследует коммуникативную функцию экранного образа с целью установить начальные пределы коммуникации, отмеченные точкой локализации фотографического шифтера. Предполагается, что в отличие от соответствующей дейктической единицы в естественном языке фотографический шифтер обладает высокой степенью неопределенности, не включает коды восприятия и не образует устойчивой знаковой структуры, что позволяет автору назвать его чистым, то есть не опосредованным лингвистически или пластически. Местом локализации чистого шифтера определяется граница экспонированного кадра в фотографии или межкадровое пространство в фильме. Функция чистого шифтера сводится к актуализации чистой интенции видения, взятой вне предмета, цели и способа наблюдения. Это позволяет автору статьи отнести чистый шифтер к онтологическим условиям экранного образа.
Ключевые слова и фразы: коммуникативная функция фильма, дейктический элемент сообщения, шифтер, пластическая опосредованность фотографического шифтера, чистый фотографический шифтер, точка локализации фотографического шифтера, межкадровое пространство, чистый фотографический шиф, film communicative function, message deictic element, shifter, plastic mediation of photographic shifter, blank photographic shifter, point of photographic shifter localization, interframe space, blank photographic shifter as vision blank subject's demons
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барт Р. Camera lucida / пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ad marginem, 1997. 223 с.
Беньямин В. Краткая история фотографии // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе / пер. с нем. С. А. Ромашко. М.: Немецкий культурный центр имени Гете "Медиум", 1996. С. 66-91.
Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. С. 287-372.
Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1994. 144 с.
Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Хайдаровой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. 146 с.
Эйзенштейн С. М. Вертикальный монтаж // Эйзенштейн С. М. Неравнодушная природа: в 2-х т. М.: Музей кино; Эйзенштейн-центр, 2004. Т. 1. 688 с.
Якобсон Р. О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол / пер. с англ. А. К. Жолковского // Принципы типологического анализа языков различного строя. М.: Наука, 1972. С. 95-113.
Якобсон Р. О. Язык и бессознательное / пер. с англ., фр. К. Голубович. М.: Гнозис, 1996. 248 с.