Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3. Ч. 1. С. 54-62.
"NEUF PREUX" И "UOMINI FAMOSI": К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ДВУХ ПОПУЛЯРНЫХ ТЕМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Ворошень Вероника Алексеевна
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Аннотация. В статье анализируются ключевые этапы развития тем "Neuf Preux" ("Девяти героев") и "uomini famosi" ("знаменитых мужей") в изобразительном искусстве позднего Средневековья и Северного Возрождения. На основе анализа памятников (гравюр, шпалер, фресок) и иконографических источников (текстов, посвященных героям) автор убедительно выстраивает генеральную схему эволюции двух тем на протяжении трёх столетий: от параллельно зародившихся явлений XIV века до их синтеза в памятниках XVI столетия.
Ключевые слова и фразы: иконография, позднее Средневековье, Северное Возрождение, гравюра, шпалера, Neuf Preux, uomini famosi, аллегория, iconography, late Middle Ages, Northern Renaissance, engraving, tapestry, Neuf Preux, uomini famosi, allegory
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или Счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх: сравнительные жизнеописания: в 2-х т. / ред. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. М.: Наука, 1994. Т. 1. 702 с.
Гуревич А. Я. Избранные труды: культура средневековой Европы. СПб., 2006. 544 c.
Campbell Th. P. Tapestry in the Renaissance. Art and Magnificence. The Metropolitan Museum of Art. New York, 2002. 604 p.
Chiovemda L. Die Zeichungen Petrarcas // Archivum Romanicum. 1933. XVII. S. 1-61.
Joost-Gaugier Ch. L. Giotto's Cycle in Naples: a Prototype of Donne Illustri and a Possible Literary Connection // Zeitschrift fur Kunstgeschichte. 1980. Bd. 43. H. 3. S. 311-318.
Massena V. Prince d'Essling and Muntz E. Petrarque: ses etudes d'art, son influence sur les artistes, ses portraits et ceux de Laure. L'iilustration de ses ecrits. Paris, 1902.
Mommsen Th. E. Petrarch and the Decoration of the Sala virorum illustrum in Padua // The Art Bulletin. 1952. 34/2. P. 95-116.
Rubinstein N. Political Ideas in Sienese Art: the Frescoes by Ambrogio Lorenzetti and Taddeo di Bartolo in the Palazzo Pubblico // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1958. № 21. P. 179-207.
Salamon A. Les Neuf Preux: des Hommes illustres? // Questes. 2008. № 17. P. 84-88.
Venturi L. La critica d'arte e F. Petrarca // L'Arte. 1922. XXV. P. 238-244.