Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8. Ч. 1. С. 108-111.
ПЕВЧЕСКИЙ КАНОН И ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Капитонова Жамиля Газизьяновна
Колледж Дальневосточного федерального университета
Аннотация. В статье ставится задача рассмотреть эффект сохранения и преобразования художественного канона на примере задостойника А. А. Архангельского и П. Г. Чеснокова. В результате анализа автор впервые в литературе доказывает, что в Православном богослужебном пении существуют тексты с устойчивым канонизированным типом структуры. Они обладают свободой музыкальной трактовки. При сохранении единого текста и структуры произведений, использованием различных мелодико-графических формул достигается широкое разнообразие музыкальных произведений.
Ключевые слова и фразы: попевка, архетип, мелодико-графическая формула, формульно-попевочная вариантность, гомилетика, задостойник, popevka (distinctive melodic idiom), archetype, melodic and graphic formula, formula-melodic idiom variation, homiletics, zadostoinik (a type of liturgical carol in the Eucharistic canon of the Orthodox liturgy)
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеева Г. В. Византийско-русская певческая палеография: практикум. Владивосток, 2005.
Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство (музыкальная организация знаменного распева). Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1983.
Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М., 2004. Т. 1.
Кручинина А. Н. Попевка знаменного распева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 46-151.
Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1893.
Минея праздничная. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002.
Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924.