Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 2. Ч. 1. С. 164-177.
PUNCTUM DOLOROSUM (БОЛЕВАЯ ТОЧКА) ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИВ ПРЕОДОЛЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОЙ УСТАНОВКИ
Сокол Владимир Борисович
Тюменский государственный университет
Аннотация. В статье дается подробное описание естественной установки познания, как она была обозначена основателем феноменологии Э. Гуссерлем, с целью демонстрации неполного ее преодоления в феноменологических исследованиях последователей Гуссерля, включая М. Хайдеггера. Таким образом, утверждается факт и причины "отклонения" феноменологического движения от ключевого методологического принципа его основателя, а именно: необходимости осуществления полной, т.е. трансцендентально-феноменологической редукции. Автор видит причину "непоследовательности" философско-феноменологического дискурса XX века в так называемой "punctum dolorosum" ("болевой точке") методологической процедуры полной трансцендентально-феноменологической редукции. Критически анализируя попытки Гуссерля теоретически преодолеть указанную трудность, автор переводит проблему в практический ракурс, конкретно обозначая психологическую структуру проблемного поля парадоксальности "внутреннего мира" феноменолога, и тем самым обозначает перспективу поиска пути преодоления "болевой точки".
Ключевые слова и фразы: естественная и априорная установки, Я и собственное тело, интерсубъективный мир, адекватная и аподиктическая очевидности, два этапа феноменологической редукции, "коперниканский переворот" трансцендентальной феноменологии, акты властвования и привязанности, natural and antecedentguidelines, and one's own body, inter-subjective world, adequate and apodeictic obviousnesses, two stages of phenomenological reduction, "copernican revolution" of transcendental phenomenology, acts of ruling and attac
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бабушкин В. У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. М.: Наука, 1985. 191 с.
Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический Проект, 2009. 489 с.
Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 464 с.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. 399 с.
Гуссерль Э. Логические исследования. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. 752 с.
Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии: лекционный курс 1910 г. // Разеев Д. Н. В сетях феноменологии. СПб.: Изд. СпбГУ, 2004. 368 с.
Гуссерль Э. Собрание сочинений. М.: Гнозис; Дом интеллектуальной книги, 2001. Т. II-III.
Куренной В. А. Феноменология Эдмунда Гуссерля // Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.
Ставцев С. Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб.: Лань, 2000. 192 с.
Шкуратов И. Н. Феноменологический подход в психологии: история и перспективы (по работам Э. Гуссерля) [Электронный ресурс]: дисс. … к. филос. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2002. URL: http://hpsy.ru/public/ x322.htm (дата обращения: 10.01. 2010).
Husserl an Ingarden, vom 2.12.1929 // Husserl E. Briefwechsel. Husserliana, 1994. Bd III.
Husserl an Welch, vom 17.06.1933 // Ibidem. Bd VI.