Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2024. № 9. С. 3408-3413.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20240482

Авторские стратегии и тактики Екатерины II в комедии «Шаман Сибирский»

Акимова Татьяна Ивановна, Маскинскова Ирина Анатольевна
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва


Дата поступления рукописи в редакцию: 12.08.2024
Аннотация. Цель исследования – выявить авторские стратегии и тактики Екатерины II в комедии «Шаман Сибирский» в русле описания и классификации способов борьбы императрицы со своими политическими оппонентами – масонами за право быть у руля отечественного Просвещения. Научная новизна проблемы определяется используемым в ходе анализа пьес Екатерины II коммуникативным подходом, позволившим впервые рассмотреть ее комедии сквозь призму авторских стратегий и тактик, что способствует выявлению риторических структур жанра комедии, демонстрирует смысловую направленность венценосной писательницы на читателей, представляет способы утверждения идеологии Просвещенного Абсолютизма. Полученные результаты показали, что три авторские стратегии: 1) обличения масонов, реализуемая как тактика их представления через образ шаманов; изображение общения шамана с людьми как имитации звуков, которые издают животные; демонстрация вредных результатов их деятельности; 2) оказания поддержки молодому поколению, которая осуществляется с помощью тактик представления дворянского дома как места для открытой коммуникации молодых дворян друг с другом; выбора служанки в качестве медиатора между молодой девушкой и ее родителями; разграничения «порока» и «слабости»; 3) восстановления нарушенной масонами гармонии, осуществляемая через тактики введения благоразумных персонажей, демонстрации чистосердечной любви родителей к детям, установления доверия к государству и власти, – дают представление о способах авторской направленности на читателя, демонстрируют материнскую заботу Екатерины II о своих поданных, которых она защищает от лживых и корыстных масонов, пытающихся разрушить семью-государство, а также выявляют драматургические приемы, основанные на риторической структуре жанра классицистической комедии.
Ключевые слова и фразы: литературное творчество Екатерины II, направленность авторского сознания на читателя, антимасонский цикл комедий, способы литературной борьбы, literary work of Catherine the Great, author’s consciousness focused on the reader, anti-Masonic cycle of comedies, techniques of literary fight
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Акимова Т. И. Авторская стратегия как литературоведческая категория: методологический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-1.
  2. Акимова Т. И., Маскинскова И. А. Авторские стратегии и тактики Екатерины II в комедии «Обольщенный» // Litera. 2023. № 5.
  3. Алпатова Т. А. Здоровье и болезнь в художественной системе Н. М. Карамзина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 5.
  4. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского. Работы 1960-1970-х гг.
  5. Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л.: Наука, 1977.
  6. Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб.: Академический Проект, 2001.
  7. Лебедева О. Б. Поэтика русской высокой комедии XVIII – первой трети XIX веков. М.: Языки славянской культуры, 2014.
  8. Лонгинов М. Н. Драматические сочинения Екатерины Второй: библиографический обзор // Сочинения М. Лонгинова. М.: Типография Александра Семена, 1857.
  9. Мальцева Т. В. Жанровые изменения русской комедии XVIII века // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. № 2 (26).
  10. Приказчикова Е. Е. Масоны и Екатерина II: литературный диалог власти и общества // Е. Р. Дашкова и развитие культуры в эпоху Просвещения: сборник научных статей. М.: Московский гуманитарный институт им. Е. Р. Дашковой, 2016.
  11. Прозоров В. В. Авторские стратегии в словесно-художественной реальности // Русский язык в центре Европы. 2021. № 1 (21).
  12. Пыпин А. Н. Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в. / ред. и примеч. В. Г. Вернадского. Пг.: Огни, 1916.
  13. Сиповский В. В. Императрица Екатерина II и русская бытовая комедия ее эпохи // История русского театра / под ред. В. В. Калаша, Н. Е. Эфроса. М.: Книгоиздательство «Объединение», 1914. Т. 1.
  14. Стенник Ю. Драматургия русского классицизма. Комедия // История русской драматургии, XVII – первая половина XIX в. / отв. ред. Л. М. Лотман. Л.: Наука, 1982.
  15. Шруба М. Антимасонские комедии Екатерины II как драматический цикл // Вереница литер. К 60-летию В. М. Живова / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки славянской культуры, 2006.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru