Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2024. № 8. С. 2976-2982.
РАЗДЕЛ:    Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/phil20240423

Репрезентация констант лиминального пространства «гостиница» в акцентных номинациях малой поэтической формы

Ройко Оксана Валентиновна
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, филиал в г. Севастополе


Дата поступления рукописи в редакцию: 08.07.2024
Аннотация. Цель исследования – выявление репрезентативных констант лиминального пространства «гостиница» в акцентных номинациях малой поэтической формы, классификация тематических комплексов-коррелятов «пограничная локация / ментальная репрезентация», транслирующих концептуальную идею стихотворения. В статье рассмотрена проекция понятия «порог» на существование лирического «я», выделены и проанализированы константы-квинтэссенции: «фактическое местоположение гостиницы» (с разветвленной парадигмой), «окно-граница как значимый атрибут гостиничного номера», «вещный (предметный) план изображения», «безлюдность / присутствие людей (постояльцев)» – в связи с переходом лирического субъекта из одного волевого, эмоционального, мотивационного состояния в другое. Научная новизна работы состоит в обращении к малоисследованной ипостаси понятия «пространство» – лиминальное, интерпретации корпуса представленных акцентных текстов, первичном описании и систематизации тематических комплексов-коррелятов «пограничная локация / ментальная репрезентация». В результате установлено, что «гостиница» как один из основных пороговых топосов раскрывает полярные состояния субъекта, экспрессно выводит лирическое «я» на новый уровень мировосприятия, в результате апперцепции перемещает его из бытового пространства в бытийное.
Ключевые слова и фразы: константы лиминального пространства «гостиница», акцентные номинации малой поэтической формы, тематические комплексы-корреляты, пограничная локация / ментальная репрезентация, constants of the liminal space “hotel”, accentual nominations of small poetic form, thematic complexes-correlates, boundary location / mental representation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. литература, 1975.
  2. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
  3. Журчева О. В. Онтологическое значение порога в пьесе М. Горького «На дне» // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. № 6-2.
  4. Карпенко А. Арсений Тарковский. Посредине мира // Зинзивер. 2017. № 3. http://www.zinziver.ru/publication.php?id=18911
  5. Ковалева И. Одиссей и Никто. Об одном античном мотиве в поэзии И. Бродского // Старое литературное обозрение. 2001. № 2. https://magazines.gorky.media/slo/2001/2/odissej-i-nikto.html
  6. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.
  7. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  8. Неганова О. Н. «И плету, плету венок…»: о поливариативности «александрийского» текста Михаила Кузмина // Вестник Удмуртского университета. Филологические науки. 2006. № 5-1.
  9. Роднянская И. В. Художественное время и художественное пространство // Роднянская И. В. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987.
  10. Ройко О. В. Проекция темы «дом/не-дом» на локус «гостиница» в акцентных поэтических зарисовках // Научные исследования XXI века. 2022. № 1.
  11. Ройко О. В. Средства трансляции Я-концепции в комплементарных текстах В. Набокова («Номер в гостинице»), И. Бродского («Набережная неисцелимых») // Ломоносовские чтения: материалы ежегодной научной конференции МГУ (г. Севастополь, 12-15 апреля 2023 г.) / под ред. О. А. Шпырко. Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2023.
  12. Семенов А. Н. Пространство и время художественного текста // Вестник Югорского государственного университета. 2005. Вып. 1.
  13. Тамарченко Н. Д. Художественное время, пространство, событие // Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.
  14. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс; Культура, 1995.
  15. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1990.
  16. Шевченко И. С. Пространство как категория художественного текста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 3 (14).
  17. Jaspers R. Einführung in die Philosophie. München: Piper, 1965.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru