Тема “memento mori” в русской литературе XIX века (Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой)
Силина Людмила Алексеевна
Российский новый университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.07.2024
Аннотация. Статья посвящена теме “memento mori” (памяти смертной) в произведениях Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого. Мировоззренческая позиция писателей отмечена сложными религиозными поисками и духовными исканиями, в которых категория смерти является особой смысловой доминантой. Размышления над быстротечностью жизни, стремление отказаться от суетного мира, обретение подлинного смысла существования связывают творчество Гоголя и Толстого с жанровой традицией Средневековья – “memento mori”. Цель исследования – определение смыслового поля феномена смерти в художественных системах данных авторов с учетом их мировоззренческих представлений. Научная новизна материала обусловлена выбранным вектором исследования – изучением реализации мотива смерти как ключевого понятия «истинного» и «ложного» в авторских размышлениях о смысле человеческого бытия. В результате проведенного анализа установлено, что в гоголевском творчестве тема смерти осмысляется в русле православной традиции и с позиции этики в художественном мире Л. Н. Толстого. Вне зависимости от религиозных представлений, лежащих в разных мировоззренческих плоскостях, писатели подчеркивали нравственное начало в смерти.
Ключевые слова и фразы: тема "memento mori", нравственное начало феномена смерти, мотив смерти в художественной системе Л. Н. Толстого, традиции христианства в творчестве Н. В. Гоголя, the theme of “memento mori”, the moral principle of the phenomenon of death, the motif of death in the artistic system of L. N. Tolstoy, the traditions of Christianity in the works of N. V. Gogol
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Виноградов И. А. Гоголь – художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания: к 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000.
Воропаев В. А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии. М.: Паломник, 2014.
Галаган Г. Я. Толстой Л. Н.: художественно-этические искания. Л.: Наука, 1981.
Громова-Опульская Л. Д. Гоголь и Лев Толстой – художники и учители жизни. Избранные труды. М.: Наука, 2005.
Демидова С. А. «Если жизнь ‒ благо, то благо и смерть»: парадоксальная танатология Л. Н. Толстого // Гуманитарные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. 2020. № 3.
Дилакторская О. Г. Художественный мир петербургских повестей Н. В. Гоголя // Гоголь Н. В. Петербургские повести. СПб.: Наука, 1995.
Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.
Кривонос В. Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999.
Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.: Coda, 1996.
Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках / сост. Е. И. Покусаева; вступит. ст. Е. И. Покусаева и А. А. Жук. М.: Художественная литература, 1972.
Токарев Г. В. Представления Л. Н. Толстого о смерти как концептуальная платформа его самоидентификации в личных дневниках // Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (83).