Тема детства в полифонии автора и героя по роману Т. Гарди «Джуд Незаметный»
Нуриева Наиля Сунгатовна
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
Дата поступления рукописи в редакцию: 20.06.2024
Аннотация. В статье изучаются художественные формы категории «образ автора» по роману Т. Гарди «Джуд Незаметный». Цель работы – выявить признаки идиостиля автора, отражающие соотнесенность образа героя с образом автора как биографической личности. Научная новизна работы заключается в распознавании следов выражения образа автора через речевую характеристику героев; затрагивается малоизученная проблема выявления доминант как ценностных установок мотивационного уровня языковой личности: впервые вводится в научный оборот материал исследования темы детства, представленный в романе «Джуд Незаметный». Результаты анализа показали имплицитное выражение авторского присутствия через речь и мысли героев, отражающие опыт фундаментальных научных знаний самого автора. Характеристика главного героя реализуется через художественные формы речи, включающие экспрессивную и оценочную лексику, синтаксис и невербальный язык. Идиостиль автора отражает высокий образовательный уровень в художественном воплощении собственной философии на примере темы неблагополучного детства. Идейное содержание романа является поэтическим выражением убеждений Т. Гарди по вопросам образования и карьеры, любви и брака, силы народной мудрости и роли искусства в судьбе человека.
Ключевые слова и фразы: соотнесенность образа автора и героя, Томас Гарди, роман «Джуд Незаметный», идиостиль автора, the correlation of the images of the author and the hero, Thomas Hardy, the novel "Jude the Inconspicuous", the author's idiosyncrasy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абилова Ф. А. Роман-трагедия в жанровой истории английской литературы: философия трагического Томаса Гарди // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 6.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
Бахтиозина М. Г. Семантические составляющие образа автора в литературно-художественном тексте. М.: Университет, 2009.
Беднарская Л. Д. Метапоэтическая функция образа автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» // Textus. 2008. № 12-1.
Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971.
Крылова М. П. Лирическая поэзия Томаса Гарди: традиции и новаторство: автореф. дисс. ... к. филол. н. СПб., 2007.
Мурнаева Л. И. Образ автора и интертекстуальность в северокавказской литературе в эпоху глобализации // Литературное обозрение: история и современность. 2015. № 5.
Нуриев Г. С. Образ автора в татарской классической драматургии // Материалы Всероссийской конференции, посвященной актуальным проблемам интерпретации литературного текста / под ред. В. А. Ильева. Пермь, 2017.
Орлова Е. И. Образ автора в литературном произведении: учеб. пособие. М.: Флинта, 2021.
Урнов М. В. Томас Гарди: очерк творчества. М.: Художественная литература, 1969.
Шайтанов И. О. За гранью эпического времени. «Ричард II» и природа трагического у Шекспира // Studia Litterarum. 2021. Т. 6. № 4.
Юрина Н. Г. Образ автора и образ рассказчика в автобиографическом произведении В. С. Соловьева «На заре туманной юности» // Соловьевские исследования. 2023. Вып. 1 (77).
Яковлева Т. Б. Функции тропов в создании единства образов автора и лирического героя // Культура. Духовность. Общество. 2014. № 12.
Mallett Ph. Thomas Hardy in Context. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.