Трансформация женских образов в драматургии XX в. на примере пьес А. Симукова
Орлова Василисса Владиславовна
Литературный институт имени А. М. Горького
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.06.2024
Аннотация. Цель исследования – показать, как менялся женский образ в драматургии XX в. на примере творчества советского драматурга, сценариста мультипликационных фильмов и кинокартин, преподавателя Литературного института имени А. М. Горького и литературного учителя А. Вампилова А. Симукова, чьи годы творчества охватывают более полувека. В статье через систему сквозных и архетипических образов проводится историко-литературный экскурс, раскрывающий предпосылки к созданию образа новой женщины в послереволюционный период и его последующее развитие. Отдельное внимание уделяется авторскому стилю А. Симукова и его вкладу в развитие женских образов в советской драматургии. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые были комплексно изучены пьесы А. Симукова разных лет, посвященные женскому вопросу, и открыто для читателя, что драматург, начиная с первых произведений, поместил в пространство комедии героиню демиургического типа и постарался очеловечить ее. Результаты исследования показывают, что А. Симуков отразил в своем творчестве изменения, произошедшие в связи с женским вопросом в общественном сознании, а в психологизации образов во многом явился предтечей драматургов новой волны.
Ключевые слова и фразы: советский драматург Алексей Симуков, женский образ в советской драматургии, образ матери в советской драматургии, эволюция образа женщины, советская комедия 1930-х – 1960-х гг, Soviet playwright Alexei Simukov, the female image in Soviet drama, the image of a mother in Soviet drama, the evolution of the image of a woman, Soviet comedy of the 1930s – 1960s
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бегунов В. Любовь – мера свободы. «Фабричная девчонка» А. Володина в Центре драматургии и режиссуры // Современная драматургия. 2020. № 2. https://theatre-library.ru/sovremennaya_dramaturgiya/2020-2/8441?ysclid=ltx0g9hrez104449566
Гудкова В. В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х – начала 1930-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Дашевская О. А. Типология женских образов в драматургии 1930-х годов и становление психологической драмы // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. 2009. № 10.
Карпова Т. Н. Женская драматургия периода застоя в аспекте гендерного диалога // Манускрипт. 2016. № 5 (67).
Михайлова М. В., Назарова А. В. «Новая женщина» или «сверхженщина»? Проект Серебряного века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. № 3.
Мицюк Н. А. Типы российских дворянок начала XX в. по отношению к собственной фертильности и материнству // Женщина в российском обществе. 2014. № 2 (71).
Розов В. С., Коростылев В. Н., Кучаев А. Л. Слово памяти // Литературная газета. 1995. № 15.
Руднев П. Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950-2010-е. М., 2018.
Трубина А. Д. Система женских образов в пьесах А. Арбузова: к постановке проблемы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 2-4.
Тютелова Л. Г. Поэтика пространства русской «Новой драмы» начала ХХ века: Чехов, Горький, Андреев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5-3.
Цветкова Е. А. Концепция «новой женщины» в работах А. М. Коллонтай // Скиф. 2022. № 1 (65).