Жуткое как знак пустотного в дилогии З. Н. Гиппиус «Чертова кукла» и «Роман-царевич»
Иванова Ирина Николаевна, Кузнецов Артём Владимирович
Северо-Кавказский федеральный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 02.06.2024
Аннотация. Цель исследования – описание модуса художественности «жуткое» в романной дилогии З. Н. Гиппиус «Чертова кукла» и «Роман-царевич». В статье дается характеристика демонического в творчестве З. Н. Гиппиус. Выявляется, что категории «пошлое» и «демоническое» в творчестве З. Н. Гиппиус порой синонимичны, их содержание характеризуется пустотой жизни, протекающей как дление, а не длительность. Категория «жуткого», описанная З. Фрейдом, в статье представлена как модус художественности, в котором находит выражение демоническое/пустотное (небытийственное) у З. Н. Гиппиус. Научная новизна исследования заключается в выявленных и описанных особенностях модуса художественности «жуткое» и применении его к анализу художественного текста. В настоящее время категория «жуткое» привлекается для исследований кино и готической литературы. В своей работе мы показываем, что «жуткое» может встречаться за пределами жанра ужасов и при этом играть значительную роль в произведении. В результате исследования было показано, что свойственный эпохе модерна мотив энтропии в творчестве З. Н. Гиппиус выражается в модусах пошлого и демонического. В статье была предложена литературоведческая интерпретация эстетической категории «жуткое» и дан анализ романной дилогии З. Н. Гиппиус через призму обозначенного модуса художественности. Был поставлен вопрос о разделении жуткого, ужасного и страшного как модусов художественности со своими особенностями представления человека и мира.
Ключевые слова и фразы: дилогия З. Н. Гиппиус, модус художественности «жуткое», мотив энтропии в творчестве З. Н. Гиппиус, модусы пошлого и демонического, dilogy of Z. N. Gippius, modus of artistry "creepy", motif of entropy in the work of Z. N. Gippius, modi of vulgar and demonic
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Агранович С. З., Стефанский Е. Е. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике): монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003.
Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви. Самопознание / вступ. ст. С. В. Чумакова; примеч. А. А. Храмкова. М.: ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», 2014.
Васильев И. Е. «Страшное» в поэзии раннего русского символизма // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 3 (54).
Венцлова Т. К демонологии русского символизма // Венцлова Т. Собеседники на пиру: литературоведческие работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
Глухова Е. Готический модус «усадебного текста» русского модернизма // Русская словесность. 2020. № 6.
Лишаев С. А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Алетейя, 2012.
Пропп В. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023.
Титаренко С. Д. Архетипы страха и проблема трансформации готического хоррора в символистском романе // Культура и текст. 2022. № 4 (51).
Трушкина А. П. «Готическая» традиция в отечественной прозе конца ХХ – начала XXI столетия: дисс. … к. филол. н. Саранск, 2024.
Федотова А. А. Эстетическая категория «ужасное» в русской литературе XIX-XX веков // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 1 (26).
Фрейд З. Жуткое // Фрейд З. Художник и фантазирование / пер. с нем. Р. Ф. Додельцев. М.: Республика, 1995.
Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997.
Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993.