Звукосимволический потенциал лексики в творчестве Е. Д. Лучезарновой
Наумова Елена Владимировна, Шкарин Дмитрий Леонидович
Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова Минздрава России
Центр развития тренинговых технологий
Дата поступления рукописи в редакцию: 24.11.2023
Аннотация. Целью исследования является выявление специфики авторского словообразования в творчестве Е. Д. Лучезарновой. В статье доказывается, что большая часть авторских неологизмов внутри ритмологической концепции построена на основе звукосимволической фонетической значимости, что придаёт текстам характер орнаментальности как структурного принципа текстообразования. Представлена методика проведённого исследования и приведены данные психосемантических экспериментов на основе семантического дифференциала. Научная новизна исследования заключается в том, что сравнительный анализ результатов автоматизированного и аудиторского исследований показывает фонетическую мотивированность окказионализмов, составляющих понятийную основу ритмологической концепции Е. Д. Лучезарновой. Результаты качественного и количественного психолингвистического анализа позволяют выявить сложную внутреннюю структуру восприятия ритмологической лексики. На основе полученных данных появляется возможность моделировать процесс усвоения ритмологической концепции, а также намечаются перспективы интерпретации текстов Е. Д. Лучезарновой с учётом принципов орнаментализма.
Ключевые слова и фразы: звукосимволическая фонетическая значимость, ритмологическая концепция автора, фонетическая значимость, ритмологическая лексика, принципы орнаментализма, sound-symbolic phonetic significance, rhythmological concept of the author, phonetic significance, rhythmological vocabulary, principles of ornamentalism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Воронин С. В. Основы фоносемантики. М.: ЛЕНАНД, 2006.
Давыдова В. А. Звукоизобразительная лексика в вымышленных языках: фоносемантический анализ: дисс. … к. филол. н. СПб.: СПбГЭУ, 2022.
Елина Е. А., Прокофьева Л. П. Проект «Cенсорная мотивированность языкового знака» // Вопросы психолингвистики. 2018. № 3 (37).
Журавлев А. П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991.
Павловская И. Ю., Седёлкина Ю. Г., Ткачева Л. О., Наследов А. Д. Психосемантическое исследование визуального восприятия иноязычной звукоизобразительности искусственными билингвами (лингвистический аспект) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (193).
Седёлкина Ю. Г., Ткачева Л. О., Наследов А. Д. К вопросу о визуальном восприятии звукоизобразительности родного и иностранного языка // Актуальные проблемы языкознания. 2019. № 8.
Флаксман М. А. Деиконизация звукоизобразительной лексики русского языка: предварительные замечания // Актуальные проблемы языкознания. 2020. Т. 1. № 9.
Флаксман М. А., Ткачева Л. О., Седёлкина Ю. Г., Лавицкая Ю. В., Наследов А. Д., Коротаевская Е. А., Таликина Е. Д. Фоносемантика: опыт междисциплинарного исследования: монография. М.: Мир науки, 2022.
Шляхова С. С. О состоянии фоносемантики в России. Статья первая. Проблемы в области исследования лингвистического иконизма // Вопросы психолингвистики. 2018. № 1 (35).