Скопцы и скопчество в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
Карпачева Татьяна Сергеевна
Московский городской педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 14.04.2024
Аннотация. В статье рассматривается роль «скопческой» темы в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». Цель исследования – выявить значение упоминаний о «скопческом» соседстве в доме Рогожина. Научная новизна состоит в том, что впервые «скопческая» тема рассматривается с применением междисциплинарного подхода, то есть с опорой на исследования, непосредственно посвященные изучению феномена скопчества. В результате исследования установлено, что сравнение в романе дома Рогожина с кладбищем в свете скопческой темы приобретает новый смысл: его можно понимать не только как ассоциацию с Рогожским кладбищем – известным старообрядческим центром, но и с кладбищем в буквальном смысле, так как там, где селились скопцы, происходили и оскопления, зачастую заканчивавшиеся гибелью адептов. В этой же связи следует понимать и опасение, высказанное Настасьей Филипповной, о том, что в доме Рогожина еще отцом его «спрятан мертвый», не как мистический, а как вполне рационально объяснимый страх. Также и роль копии картины «Мертвый Христос» в рогожинском доме получает новое объяснение: в роман вводится антираскольничья и антисектантская тема. «Копия» ритуальных действий у раскольников, соблюдение традиций без литургического общения с церковью и без просвещения – все это тоже оказывается «мертвым»: нет Христа, мертв Христос в расколе, заменившем веру ритуалом, и тем более нет Христа в скопчестве, где, манипулируя религиозными чувствами, калечат людей.
Ключевые слова и фразы: Ф. М. Достоевский, роман «Идиот», скопческая тема, мотивы старообрядчества, F. M. Dostoevsky, novel “The Idiot”, skopchestvo theme, motifs of Old Believership
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Альтман М. С. Имена и прототипы литературных героев Достоевского // Ученые записки Тульского государственного педагогического института. 1958. Вып. 8.
Боград Г. Л. Предположения о Смердякове (К вопросу об отношении Достоевского к расколу) // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2007. Т. 18 / отв. ред. Н. Ф. Буданова, И. Д. Якубович.
Волгин И. Л. Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах. М.: Книга, 1991.
Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Изд-е 2-е. Л.: Худож. лит. Ленинградское отд., 1977.
Гроссман Л. П. Достоевский. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 1965.
Даль В. И. Исследование о скопческой ереси. Ногинск: Российский Остеон-фонд, 2006.
Дилакторская О. Г. Скопцы и скопчество в изображении Достоевского (К истолкованию повести «Хозяйка») // Philologica. 1995. Т. 2. № 3/4.
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Канонические тексты: в 15-ти т. / под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 2009. Т. VIII. Идиот.
Ермилова Г. Г., Свительский В. А. «Идиот» // Достоевский. Сочинения. Письма. Документы: словарь-справочник / сост. и науч. ред. Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. СПб.: Пушкинский дом, 2008.
Захаров В. Н. Воскрес ли мертвый Христос? // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Канонические тексты: в 15-ти т. / под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 2009. Т. VIII. Идиот.
Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском: сборник. СПб.: Андреев и сыновья, 1994.
Ипатова С. А. Достоевский, Лесков и Ю. Д. Засецкая: спор о редстокизме (Письма Ю. Д. Засецкой к Достоевскому) // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2001. Т. 16 / отв. ред. Н. Ф. Буданова, И. Д. Якубович.
Истомин К. К. Из жизни и творчества Достоевского в молодости // Творческий путь Достоевского: сборник статей / под ред. Н. Л. Бродского. Л.: Сеятель, 1924.
Касаткина Т. А. Что если он – не Бог? // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 9-ти т. М.: Астрель; АСТ, 2003. Т. 4. Идиот.
Коджаев М. К. Характеры и идеи Ф. М. Достоевского. Баку: Мутарджим, 2007.
Косоротов Д. О ритуальных повреждениях у скопцов // Русский антропологический журнал. 1903. № 3-4.
Кунильский А. Е. Роман о христианине // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Канонические тексты: в 15-ти т. / под ред. В. Н. Захарова. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 2009. Т. VIII. Идиот.
Кутепов К. В. Секты хлыстов и скопцов. Казань: Тип. Императорского университета, 1883.
Кэнноскэ Н. Словарь персонажей Ф. М. Достоевского. СПб.: Гиперион, 2011.
Ливанов Ф. В. Богатые скопцы Солодовниковы // Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы: в 4-х т. Изд-е 3-е, испр. и доп. СПб.: Тип. М. Хана, 1870. Т. I.
Мельников П. И. (Андрей Печерский). Белые голуби // Мельников П. И. (Андрей Печерский). Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Правда, 1963. Т. 6.
Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.
Надеждин Н. И. Исследование о скопческой ереси. Изд-е 2-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2012.
Панченко А. А. Петербург как столица скопцов // Отечественные записки. 2004. № 2. http://krotov.info/history/19/55/panchenko2.htm?ysclid=ljqh0gop8f888120849
Седельникова О. В. Ф. М. Достоевский и кружок Майковых. Томск: Изд-во ТПУ, 2006.
Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Творческий путь Достоевского: сборник статей / под ред. Н. Л. Бродского. Л.: Сеятель, 1924.
Скобцова Е. Ю. Достоевский и современность. Париж: YMCA PRESS, 1929.
Снигирева С. Д. Мотив самозванства и сектантский контекст в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Русская литература. 2019. № 4.
Тусичишный А. П. Сектантство в романе «Идиот» // Идейные источники образов Ф. М. Достоевского. М.: МГЭИ, 2010.
Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.: Наука, 1964.
Цой Л. Н. Проблема раскола и народных ересей в творчестве Достоевского. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1995.