Специфика нарратора в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»
Жарков Михаил Александрович
Российский государственный гидрометеорологический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.04.2024
Аннотация. В статье исследуется нарративная организация романа Федора Сологуба «Мелкий бес», которая на данный момент недостаточно изучена. Цель исследования – определить типологические особенности нарратора в романе «Мелкий бес». Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые роман проанализирован с точки зрения нарратологии и выявлены конкретные специфические черты нарратора. Особое внимание уделено категории «точки зрения». В статье последовательно анализируются планы ее проявления: перцептивный, идеологический, пространственный, временной и языковой. Путем сопоставления нарративных стратегий, реализующихся в романе и моделирующих особый взгляд на художественную реальность, удалось зафиксировать изменения «точки зрения» нарратора. В результате установлено, что нарратор в «Мелком бесе» – это сложноустроенная безличная повествовательная инстанция, не принадлежащая к диегесису и выраженная эксплицитно. Кроме того, удалось выяснить, что статус «всеведущего» и «вездесущего» нарратора формирует некий универсальный характер происходящего в рамках фиктивного мира романа, а изменение параметров «выявленности» и «объективности» повествовательной инстанции детерминирует широкую смысловую амплитуду сологубовского текста.
Ключевые слова и фразы: роман Ф. Сологуба «Мелкий бес», специфика нарратора, точка зрения нарратора, нарративные стратегии, F. Sologub’s novel “The Petty Demon”, narrator’s specifics, narrator’s point of view, narrative strategies
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Барковская Н. В. Поэтика символистского романа / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996.
Дубова М. А., Ларина Н. А. Цветопись как миромоделирующий прием в прозе Ф. Сологуба // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104).
Ерофеев В. В. На грани разрыва («Мелкий бес» Ф. Сологуба на фоне русской реалистической традиции) // Вопросы литературы. 1985. № 2. https://voplit.ru/article/na-grani-razryva-melkij-bes-f-sologuba-na-fone-russkoj-realisticheskoj-traditsii/
Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. М., 1998. Т. 2.
Иванова О. В. Ирония как стилеобразующее начало в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: дисс. … к. филол. н. М., 2000.
Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
Меррилл Д. Федор Сологуб в англоязычных антологиях: 1915-1950 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2022. Т. 27. № 2.
Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Минц З. Г. Блок и русский символизм: избранные труды: в 3-х кн. СПб.: Искусство – СПБ, 2004. Кн. 3. Поэтика русского символизма.
Осипова О. И. Константы малой прозы Ф. Сологуба // Научный диалог. 2021. № 1.
Осипова О. И. Семиотика конфликта в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 3.
Осипова О. И., Ху Иннань. Осмысление прозы Ф. Сологуба китайской русистикой // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 3.
Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX – начала XX века // Проблема поэтики русского реализма XIX в.: сборник статей ученых Ленинградского и Будапештского университетов. Л., 1984.
Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А. П. Чехова). 2001. http://chehov-lit.ru/chehov/kritika/tyupa-narratologiya-arhierej/kategoriya-sobytiya.htm
Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970.
Шмид В. Нарратология. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2008.