Интерпретация категории фантастического в малой прозе Дино Буццати
Ушакова Александра Николаевна
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.04.2024
Аннотация. Цель исследования заключается в объяснении специфики категории фантастического в рассказах итальянского писателя XX века Дино Буццати. В статье изучаются особенности толкования фантастического писателем, который известен особым подходом к сохраняющей актуальность на протяжении нескольких столетий философско-эстетической категории. Выбор для исследования разных сборников рассказов обусловлен необходимостью изучения категории фантастического на примерах текстов, разделенных временной дистанцией. Писатель на протяжении многих лет верен определенным им однажды принципам интерпретации фантастического. Научная новизна работы связана с выделением нескольких типов категории фантастического на материале рассказов Дино Буццати в соответствии с писательской концепцией фантастического. В результате исследования установлено, что для Дино Буццати фантастическое не является чем-то исключительным, противопоставленным реальности. С категорией ирреального соотносятся мотивы ожидания и страха, позволяющие точнее истолковать особенности исследуемой категории. В проанализированных рассказах выделяются типы собственно фантастического, условно-фантастического, символического фантастического. Значимой является связь категорий абсурда и фантастического. Категория невероятного в эстетической системе Дино Буццати занимает важное место, влияя на ее развитие.
Ключевые слова и фразы: категория фантастического, типы фантастического, мотивы ожидания и страха, категория абсурда, правдоподобие фантастического, рассказы Дино Буццати, category of the fantastic, types of the fantastic, motives of expectation and fear, category of the absurd, verisimilitude of the fantastic, short stories by Dino Buzzati
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Головачева И. В. О соотношении фантастики и фантастического // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Язык и литература. 2014. Вып. 1.
Есаулов И. А. Фантастическое – чудесное – реальное в поэтике и прозаическая реальность литературоведения: постановка проблемы // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 4.
Захаров В. Н. Фантастическое: аксиомы, парадоксы, проблемы // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 4.
Козьмина Е. Ю. Фантастика начала XX века в жанровом освещении // Научный диалог. 2017. № 6.
Кривоус Т. В. Понятие «фантастическое» как объект научной рефлексии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-2 (85).
Скуднякова Е. В. Фантастическое как категория поэтики литературного произведения: разнообразие трактовок // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. № 3 (11).
Смирнов И. П. Фантастическое как (сверх)жанр // Новый филологический вестник. 2007. Т. 5. № 2.
Стоквелл П. Когнитивистика невозможных языков // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2021. № 1.
Юданова М. В. Современная русскоязычная фантастика как интеллектуальная литература // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3.
Bonifazi N. Teoria del fantastico e il racconto fantastico in Italia: Tarchetti – Pirandello – Buzzati. Ravenna: Longo Editore, 1987.
Brioni S., Comberiati D. Italian Science Fiction. Cham: Springer International Publishing, 2019.