Поздние комедии А. Ф. Писемского в диалоге с русской комедийной традицией XVIII века
Александрова Ирина Викторовна, Казарян Надежда Сергеевна
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Дата поступления рукописи в редакцию: 06.04.2024
Аннотация. Цель исследования – выявить формы преемственности поздних пьес А. Ф. Писемского «Хищники» и «Финансовый гений» по отношению к русской общественной комедии XVIII века. Научная новизна: впервые поздние комедии Писемского рассматриваются в аспекте их ориентации на диалог с национальной жанровой традицией, берущей начало в пьесах XVIII века. Установлено, что комедии Писемского вступают с традицией в диалог, о чем свидетельствует их сходство с комедиями Я. Б. Княжнина «Хвастун» и В. В. Капниста «Ябеда». Обнаружены схождения в сфере проблематики, сюжета, мотивов, персонажной системы, поэтики финала, приемов характерологии. В «Финансовом гении», как и в «Хвастуне», разоблачается ловкий обман, сходны мотивы самозванства и хвастовства. Связь «Хищников» с «Ябедой» на уровне проблематики проявляется в обличении общественного «бедствия», которое в обеих комедиях занимает место главного действующего лица; комическое отступает на задний план, в финалах транслируется мысль о неискоренимости социального зла, что привносит трагедийные обертоны. Ориентация Писемского на художественный опыт комедиографов XVIII века свидетельствует о непрерывности бытования русской комедийной традиции в литературе следующего столетия.
Ключевые слова и фразы: А. Ф. Писемский, Я. Б. Княжнин, В. В. Капнист, национальная жанровая традиция, общественная комедия, A. F. Pisemsky, Y. B. Knyazhnin, V. V. Kapnist, national genre tradition, social comedy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Александрова И. В. Пути развития русской комедии первой трети XIX века. Симферополь: Доля, 2013.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
Берг Э. П. фон. Русская комедия до появления А. Н. Островского. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1912.
Берков П. Н. В. В. Капнист как явление русской культуры XVIII века // XVIII век. М. – Л.: Наука, 1959. Сб. 4.
Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л.: Наука, 1977.
Битнер Г. В. Капнист // История русской литературы: в 10-ти т. М. – Л.: Издательство АН СССР, 1947. Т. IV. Литература XVIII века / ред. коллегия тома: Г. А. Гуковский, В. А. Десницкий.
Благой Д. Д. Василий Капнист // Капнист В. В. Сочинения. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.
Венгеров С. А. Алексей Феофилактович Писемский. Критико-биографический очерк. СПб. – М.: Т-во М. О. Вольф, 1884.
Веселова А. Ю., Гуськов Н. А. Комедии Я. Б. Княжнина // Княжнин Я. Б. Комедии и комические оперы / сост., вступ. ст., коммент. А. Ю. Веселовой и Н. А. Гуськова. СПб.: Гиперион, 2003.
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М.: Учпедгиз, 1939.
Еремин М. П. Выдающийся реалист // Писемский А. Ф. Собрание сочинений: в 9-ти т. М.: Правда, 1959. Т. 1.
Журавлева А. И. Комментарии // Писемский А. Ф. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Художественная литература, 1982. Т. 2.
Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс ХIХ века. М.: Изд-во МГУ, 1988.
Зелинский В. В. Алексей Феофилактович Писемский, его жизнь, литературная деятельность и значение его в истории русской письменности. Критико-биографический очерк. СПб. – М.: Издание товарищества М. О. Вольф, 1895.
Иванов И. И. А. Ф. Писемский. Критико-биографический очерк. СПб.: Издание журнала «Мир Божий», 1898.
История русского драматического театра: в 7-ми т. / ред. коллегия: Е. Г. Холодов (гл. ред.). М.: Искусство, 1977. Т. 1. От истоков до конца XVIII века.
История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века / ред. Л. М. Лотман. Л.: Наука, 1982.
Казарян Н. С. Ранние комедии А. Ф. Писемского в контексте комедийной традиции Н. В. Гоголя // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2023. Т. 9 (75). № 3.
Казарян Н. С. Черты дурака и балагура в образе персонажа комедии А. Ф. Писемского «Ипохондрик» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12.
Лебедева О. Б. Поэтика русской высокой комедии XVIII – первой трети XIX веков. М.: Языки славянской культуры, 2014.
Лотман Л. М. Драматургия 60-70-х годов // История русской литературы: в 4-х т. Л.: Наука, 1982. Т. 3. Расцвет реализма / ред. тома: Ф. Я. Прийма, Н. И. Пруцков.
Лотман Л. М. Островский и драматургия второй половины XIX в. // История всемирной литературы: в 9-ти т. / гл. ред. Ю. Б. Виппер. М.: Наука, 1991. Т. 7.
Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М.: Художественная литература, 1969.
Манькова Л. В. А. Ф. Писемский – драматург: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1986.
Могилянский А. П. Цензурная история пьесы Писемского «Хищники» // Русская литература. 1965. № 2.
Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Советский писатель, 1986.
Русские драматурги XVIII-XIX вв.: монографические очерки: в 3-х т. Л. – М.: Искусство, 1959. Т. 1.
Тимашова О. В. Комедия «Раздел» (1853) в драматургической системе раннего А. Ф. Писемского и в контексте журнала «Современник» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 4 (32).
Тимашова О. В. П. А. Катенин и А. Ф. Писемский. Преемственные связи и полемика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. Вып. 1.
Янковский М. О. Стихотворная комедия конца XVIII – начала XIX в. // Стихотворная комедия конца XVIII – начала XIX в. / сост., вст. ст., прим. М. О. Янковского. М. – Л.: Советский писатель, 1964.