Версификация как жанрообразующий фактор в венке сонетов «Верен любви» М. Бемурзова
Хавжокова Людмила Борисовна
Институт гуманитарных исследований – филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук (ИГИ КБНЦ РАН)
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.03.2024
Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления роли версификационных факторов в формировании некоторых жанров и жанровых форм адыгской поэзии. Исследование проводится на материале венка сонетов «Верен любви» черкесского поэта Мухадина Хамидовича Бемурзова (1948-2007). Цель исследования – определить жанрообразующие функции метрики, рифмы, строфики в конкретном художественном контексте. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка рассмотрения перечисленных компонентов версификации как доминантных жанровых признаков сонетов, составляющих венок «Верен любви». В результате исследования установлена определяющая роль версификации в формировании ряда поэтических жанров и жанровой формы венка сонетов. Обращение адыгских поэтов к «твердой форме» сонета во многом объясняется стремлением повысить уровень художественного мастерства и наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал. С целью расширения жанровых рамок сонета и внедрения его новаторских форм в национальный литературный процесс создаются венки сонетов. В статье проводится анализ метрико-рифмовочной системы и строфической структуры сонетов, входящих в состав венка «Верен любви», устанавливается их соответствие/несоответствие канонам жанра.
Ключевые слова и фразы: адыгская (черкесская) поэзия, Мухадин Бемурзов, венок сонетов «Верен любви», жанрообразующие функции версификации, Adyghe (Circassian) poetry, Mukhadin Bemurzov, sonnet sequence “Faithful to Love”, genre-forming functions of versification
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Баков Х. И. К проблеме творческой индивидуальности черкесского поэта Мухадина Бемурзова // Гуманитарные исследования. 2013. № 2 (46).
Баков Х. И. Особенности адыгского сонета = Aдыгэ coнeтым xэлъ гъэщIэгъyэнaгъxэp // История адыгской (кабардино-черкесской) литературы: в 3-х т. / под ред. Х. Т. Тимижева. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2021. Т. 3.
Гаспаров М. Л. Оппозиция «стих – проза» в становлении русского литературного стиха // Русское стихосложение. Традиции и проблемы: сборник научных статей. М.: Наука, 1985.
Пронин В. А. Сонет – мир в миниатюре // Пронин В. А. Теория литературных жанров: учебное пособие. М.: МГУП, 1999.
Пшиготыжев А. З. О кабардинском стихосложении = Адыгэ усэ гъэпcыкlэ. Нальчик: Эльбрус, 1981.
Сельвинский И. Л. Я буду говорить о стихах. Стихи. Воспоминания. «Студия стиха» / сост. Ал. Михайлов. М.: Советский писатель, 1973.
Тимофеев Л. И. Слово в стихе: монография. М.: Советский писатель, 1987.
Урусов Х. Ш. Кабардинская грамматика = Адыгэ грамматикэ. Нальчик: Эльбрус, 2001.
Хaкyaшeв А. Х. Кабардинское стихосложение = Адыгэ усэ гъэпcыкlэ. Нальчик: Эльбрус, 1998.
Хавжокова Л. Б. Эволюция системы адыгского стихосложения. Нальчик: Принт Центр, 2022.
Шенгели Г. А. Техника стиха / под ред. И. Тимофеева. М.: Гослитиздат, 1960.