Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь»: на границах идиллии
Анисимова Александра Наумовна, Ефремова Юлия Ивановна
Московский городской педагогический университет (филиал) в г. Самаре
Самарский государственный экономический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.03.2024
Аннотация. Статья посвящена анализу повести И. С. Тургенева «Первая любовь» (1860), которая прежде не подвергалась детальному филологическому разбору. Цель исследования – выявление пограничных явлений идиллического дискурса и его специфики. Научная новизна работы заключается в рассмотрении границ идиллического на примере анализа образов, хронотопа и системы мотивов в данной повести. Полученные результаты показали, что в произведении И. С. Тургенева, на первый взгляд, присутствуют все виды идиллии – и сельская, и семейная, и любовная, но они представлены только на уровне признаков жанровой содержательности (прекрасная природа, юношеская пора, первая любовь). Повесть представляет собой воспоминание, рефлексию, обращение к «золотому веку» молодости героя, его первой влюбленности, тем самым демонстрируя черты элегичности. Через призму идиллических образов, мотивов и деталей хронотопа просвечивает их квазизначимость. Семантические знаки (сад, липы, аллеи) выполняют функцию замещения неразделенной любви. Детали “locus amoenus” являются лишь символами, связывающими произведение автора с идиллической традицией, а на самом деле только отталкиваются от ожиданий читателя и демонстрируют противоположное идиллическому мировосприятие.
Ключевые слова и фразы: повести И. С. Тургенева, идиллический дискурс, признаки жанровой содержательности идиллии, детали “locus amoenus”, квазиидиллический хронотоп, novellas by Ivan Turgenev, idyllic discourse, features of idyllic genre specificity, details of “locus amoenus”, quasi-idyllic chronotope
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абрамовская И. С. Русская идиллия (эволюция жанра в прозе конца XVIII – первой половины XIX века): дисс. … к. филол. н. Великий Новгород, 2000.
Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л.: Наука, 1990.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986.
Бороздина М. А. К вопросу об источниках любовного «сюжета» в творчестве И. С. Тургенева // Спасский вестник. 2021. № 28.
Глазкова М. В. «Усадебный текст» в русской литературе второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. А. Фет: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2008.
Ерохина Е. А. Усадебное пространство в повестях И. С. Тургенева 1850-1860-х гг. как ресурс формирования «усадебного мифа» // Казанская наука. 2020. № 2.
Есаулов И. А. Идиллия и идиллическое (к развитию типа художественности и жанра) // Проблемы литературных жанров: материалы VI научной межвузовской конференции (г. Томск, 7-9 декабря 1988 г.). Томск: Изд-во Томского университета, 1990.
Зыкова Е. П. Пастораль в английской литературе XVIII века: дисс. … д. филол. н. М.: Наследие, 1999.
Половнева М. В. Поэтика тургеневской повести 1850-х годов (к проблеме межтекстовой целостности): автореф. дисс. … к. филол. н. Орел, 2002.
Саськова Т. В. Пастораль в русской литературе XVIII – первой трети XIX века: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2000.
Старыгина Н. Н. «Дачный текст» в повести «Первая любовь» И. С. Тургенева // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 4 (19).
Фурман А. А. Репрезентация дачного хронотопа в русской литературе XIX-XXI вв. // Мир в слове. Слово в мире: сборник научных статей / отв. ред. Т. Е. Автухович. Гродно: ЮрСаПринт, 2023. Вып. 4.
Riedel I. Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie. Stuttgart: Kreuz Verlag, 1983.