Интертекстуальные способы художественной когниции (на материале лирического цикла «Сивиллы» Р. Фэйнлайт)
Линниченко Светлана Игоревна
Самарский государственный технический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.01.2024
Аннотация. Цель исследования – выявление интертекстуальных способов художественной когниции в лирике британской поэтессы Р. Фэйнлайт. Научная новизна исследования заключается в том, что интертекстуальность рассматривается как способ художественной когниции. Автор определяет традиционные темы лирики британского постмодерна, такие как переосмысление архетипов, современный быт, политические, социальные и моральные проблемы, личностные переживания, а также выявляет специфические характеристики творческого мышления поэтов эпохи постмодерна: интертекстуальность, нелинейность, незавершённость, фрагментарность и взаимодействие с читателем. Помимо этого, установлены следующие интертекстуальные способы художественной когниции, функционирование которых рассматривается на материале лирического цикла «Сивиллы». Дополненная аллюзия базируется на культурно-исторических прецедентах, получающих новые характеристики, в то время как аллюзийный поток включает в себя многочисленные отсылки к другим источникам, а двойная аллюзия сопоставляет разные интертекстуальные планы. Интертекстуальные метафоры Р. Фэйнлайт, как правило, дополнены двойными аллюзиями. При этом фальсификация интертекста репрезентируется вымышленными цитатами. В результате интертекстуальность лирики Р. Фэйнлайт определена как особая когнитивная практика эпохи постмодерна.
Ключевые слова и фразы: художественная когниция, постмодернизм, лирика, интертекстуальность, artistic cognition, postmodernism, lyrics, intertextuality
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алефиренко Н. Ф. Вербализация концепта и смысловая синергетика языкового знака // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: материалы международного симпозиума / отв. ред. Н. Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2003.
Глухенькая Л. Н. Поливалентная поэтика постмодернизма в поэзии К. Э. Даффи // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: материалы V международного научного конгресса. Симферополь, 2021.
Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический Проект, 2012.
Заложных В. В. Базовые понятия в функциональной лингвистике // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 4.
Калашникова Л. В. Метафора как средство создания новых смыслов в литературной сказке Л. Кэрролла // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2023. № 1 (48).
Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
Колесникова В. В. Художественный концепт «душа» и его особенности (на материале произведений Б. Пастернака) // Теория и практика общественного развития. 2007. № 1.
Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004.
Кубрякова Е. С. Язык и знание. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Кшеновская У. Л. Функциональный аспект лингвокреативности // Когнитивные исследования языка. 2023. № 3-1 (54).
Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Линниченко С. И. Интертекстуальность как современная лингвокогнитивная практика: новые способы языкового выражения в литературе немецкого постмодерна // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 2.
Лукинова М. Ю., Глухенькая Л. Н. Двойное кодирование в постмодернистской поэзии британского поэта-лауреата Кэрол Энн Даффи // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2015. № 1 (9).
Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.
Москвин В. П. Интертекстуальность: категориальный аппарат и типология // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (81).
Нерознак В. П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Сборник научных трудов Московского государственного лингвистического университета. М., 1998. Вып. 426.
Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. Изд-е 2-е. М.: Эдитус, 2013.
Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: ВГУ, 2001.
Потебня А. А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999.
Раитина М. Ю. Интерпретация творчества в культурно-исторической трансформации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2021. № 9.
Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003.
Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: МГУ, 1962.
Эко У. О зеркалах и другие истории. Реалистическая иллюзия. М.: Слово, 2020.
Davydova K., Egorova O., Kovalevich E., Tomasheva I. Quotation as an Element of Inter-textuality // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7 (1).
Hebel U. J. Towards a Descriptive Poetics of Allusion // Intertextuality. Research in Text Theory / ed. by H. F. Plett. Berlin – N. Y.: W. de Gruyter, 1991.
Intertextuality. Research in Text Theory / ed. by H. F. Plett. Berlin – N. Y.: W. de Gruyter, 1991.
Kennedy D. Women’s Experimental Poetry in Britain 1970-2010: Body, Time and Locale. Liverpool: Liverpool University Press, 2013.
Lemke J. L.Intertextuality and Educational Research // Uses of Intertextuality in Classroom and Educational Research / ed. by N. Shuart-Faris, D. Bloome. Greenwich, 2004.
Miola R. S. Seven Types of Intertextuality // Shakespeare, Italy, and Intertextuality / ed. by M. Marrapodi. Manchester: Manchester Univ. Press, 2004.
Redmond M. J. Shakespeare, Politics, and Italy: Intertextuality on the Jacobean Stage. Burlington – Farnham: Ashgate, 2009.
Riffaterre M. Syllepsis // Critical Inquiry. 2008. Vol. 6 (4).
Rose M. A. Parody: Ancient, Modern, and Postmodern. L.: Cambridge Univ. Press, 1993.
Shelepin K. Yu. Insight and Stress // Integrative Physiology. 2020. Vol. 2.