Черты романа инициации в биографическом графическом романе Пьера Кристена и Себастьяна Вердье «Оруэлл»
Прудиус Ирина Геннадьевна, Шалимова Надежда Сергеевна
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Московский городской педагогический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 02.02.2024
Аннотация. Цель исследования – определить своеобразие графического романа инициации в современной литературе. В статье исследуется репрезентация обряда посвящения в художественном тексте с учетом жанрового синтетизма произведения, включающего черты антиутопии и биографического графического романа. Выделяются опорные точки композиции романа П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл», анализируется эволюция внутреннего мира протагониста, основные образы и символы произведения. Научная новизна исследования заключается в развернутом анализе жанрового синтеза графического романа и романа инициации, что ранее не предпринималось ни в отечественном, ни в зарубежном современном литературоведении. Проведенное изыскание вносит определенный теоретический вклад: доказывается тенденция к скрещиванию жанровых видов в текстах авторов XXI века на примере графического романа – одного из самых актуальных жанров на сегодняшний день. Кроме того, приведенный анализ выявляет специфику репрезентации взросления человека в современной литературе, а также определяет обряд инициации как одну из неотъемлемых частей фикционализированной биографии. В результате доказано, что в графическом романе П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл» ключевое значение имеют нарратив инициации, являющийся фундаментом произведения, его трехчастная структура и жанрообразующие черты.
Ключевые слова и фразы: роман инициации, графический роман, жанровый синтетизм, П. Кристен, С. Вердье, initiation novel, graphic novel, genre synthetism, P. Kristen, S. Verdie
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Адельгейм И. Е. «Всякое детство есть некая подвижная правда»: проза инициации в молодой польской прозе конца XX – начала XXI века. М.: МАКС Пресс, 2004. Вып. 2.
Айснер У. Комикс и последовательное искусство / пер. с англ. М. Заславского. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022.
Алимурадов О. А., Шубитидзе В. З. Графический роман: вехи эволюции жанра в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность // Филологический аспект. 2020. № 09 (65).
Баранова К. М. Ведущие лейтмотивы ранней американской словесности и их влияние на современную литературу // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011. № 1 (7).
Викулова Л. Г., Кулешова А. В., Вяткина А. А. Формирование коммуникативного пространства для детей и подростков: иллюстрированный журнал (на материале французской прессы) // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография / отв. ред. и сост. Н. В. Аниськина, Л. В. Ухова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2014.
Дубнякова О. А., Кашина Т. А. Коммуникативно-прагматические особенности личного дневника // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 1 (25).
Костылева И. А. Типология жанра романа-биографии в русской литературе ХХ-ХХI веков (на материале творчества Б. К. Зайцева и А. Н. Варламова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. Вып. 5.
Креолизованный текст: смысловое восприятие: коллективная монография / отв. ред. И. В. Вашунина. М.: Институт языкознания РАН, 2020.
Меркулова М. Г. Теория английскости в контексте исследования творчества писателей-мультикультуралистов в Великобритании // Язык и литература в проблематике современных гуманитарных наук: сб. научных трудов по лингвистике и литературоведению. М.: МГПУ, 2021.
Меркулова М. Г., Прудиус И. Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 10.
Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский в японских комиксах // Текст. Книга. Книгоиздание. 2019. № 19.
Осьмухина О. Ю., Куряев И. Р. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера “Sin City” («Город Грехов»): к проблеме реинтерпретации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-1 (81).
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Like Book, 2023.
Прудиус И. Г. Черты антиутопии в графическом романе П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл» // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2023. Т. 25. № 4.
Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Оптимизация речевого воздействия. М.: Ин-т языкознания РАН, 1990.
Шалимова Н. С. Поэтика романа инициации в современной литературе США // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 12.
Шалимова Н. С. Роман инициации как инвариантная форма романа воспитания // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (30).
Baetens J. Le roman graphique // La bande dessinée: une médiaculture / sous la dir. d’É. Maigret, M. Stefanelli. P.: Armand Colin, coll. “Médiacultures”, 2012.
Baron-Carvais A. La bande dessinée. P.: Presses Univ. de France, 1994.
Groensteen T. La bande dessinée: une littérature graphique. Toulouse – Milan: Les Essentiels Milan, 2005.
Mansanti C. Le roman graphique. 2013. https://www.fabula.org/actualites/journee-d-etudes-sur-le-roman-graphique-amiens-le-5-juin-2014-departement-d-anglais-de-l_58818.php
Nerlich M. Qu’est-ce qu’un iconotexte ? Réflexions sur le rapport texte-image photographique // Iconotextes: actes du colloque international tenu à l’Université Blaise Pascal (Clermont-Ferrand, 17-19 mars 1988). P.: Ophrys, 1990.
Tremblay-Gaudette G. Tensions, prétentions et galvaudage; gains et écueils du roman graphique comme stratégie du cheval de Troie en Amérique du Nord. 2008. https://www.kinephanos.ca/2011/romans-graphiques