Авторские техники акцентирования темпоральных характеристик в повести Р. Брэдбери «Лед и пламя»: когнитивный подход
Демина Елена Анатольевна
Алтайский государственный медицинский университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 16.07.2024
Аннотация. Цель исследования – продемонстрировать тот факт, что в романе Р. Брэдбери «Лед и пламя» используются авторские приемы усиления темпоральных характеристик, одним из которых является стилистическая конвергенция. 18 фрагментов были разделены на три группы на основании ассоциированных с ними моделей: «время = жизнь растений», «время = жизнь животных», «время = человек». Были тщательно проанализированы темпоральные лингвистические средства. Новизна исследования определяется, с одной стороны, выявлением двух авторских техник изображения времени: встраивания (использование лексической единицы с темпоральной семантикой как компонента другого стилистического приема) и слияния (сочетание двух разных стилистических средств в одном элементе). С другой стороны, было доказано, что эти инструменты позволяют выделить голос персонажа. Результаты исследования свидетельствуют о том, что преобладающие темпоральные характеристики в повести – высокая скорость и цикличность. Было показано, что эллипсис, заглавные буквы, восклицательные и вопросительные предложения, повтор цифры «8» маркируют индивидуальность восприятия времени персонажем в его несобственно-прямой речи. Удалось установить, что персонификация растительной жизни и самого времени, обилие временных метафор, подчеркивающих его быстрое течение, обусловливают уникальные особенности письма Брэдбери.
Ключевые слова и фразы: вербализация времени, когнитивные модели времени, временные характеристики, конвергенция стилистических средств, метафоры времени, verbalization of time, cognitive models of time, temporal characteristics, convergence of stylistic means, time metaphors
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бронникова О. В. Модусный метаконцепт ВРЕМЯ/TIME в русском и английском языках (на материале данных национальных корпусов): автореф. … к. филол. н. М., 2017.
Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А., Трухан Е. А. Общая психология: курс лекций. Мн., 2004.
Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 2004.
Зуева Т. А. Когнитивные модели осмысления времени и их фразеологическая репрезентация // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы: сборник материалов VI международной научно-практической интернет-конференции. Екатеринбург, 2017.
Кандрашкина О. О. Психологические особенности восприятия пространства и времени в художественном тексте // Вестник Самарского государственного технического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 3 (31).
Пиксендеева В. Г. Концептуальный аспект времени и пространства в когнитивной лингвистике // Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: материалы междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2020.
Позняк Л. П. Некоторые способы репрезентации художественного времени в романе Г. Грина «Тихий американец» // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 1.
Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное: на материале англ. яз. М., 1979.
Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2002.
Banfield A. Narrative Style and the Grammar of Direct and Indirect Speech // Foundations of Language. 1973. Vol. 10. No. 1.
Cohn D. Narrated Monologue: Definition of a Fictional Style // Comparative Literature. 1966. Vol. 18. No. 2.
Demina E. A. Linguistic Markers of Represented Speech in Science Fiction Novels: A Polyphonic Approach // Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education. 2021. Vol. 4.
Pascal R. The Dual Voice. Free Indirect Speech and Its Functioning in the 19th Century. Manchester: Manchester University Press, 1977.