Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
|
https://doi.org/10.30853/phil20240023
|
Синтез жанровых традиций в романе Юза Алешковского «Кенгуру»
|
Осьмухина Ольга Юрьевна, Максиняев Ришат Ильдарович
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Ромодановская средняя образовательная школа
|
Дата поступления рукописи в редакцию: 19.11.2023
|
Аннотация. Статья посвящена анализу романа «Кенгуру» крупнейшего представителя русской эмиграции «третьей волны» Юза Алешковского в контексте традиций отечественной литературы, что объясняется необходимостью выявления ключевых особенностей поэтики раннего творчества писателя, которые во многом станут определяющими для его последующих произведений. Цель исследования – выявить специфику синтеза жанровых традиций в романе Юза Алешковского. Научная новизна нашей работы состоит в том, что впервые в «Кенгуру» выявляются и целостно осмысливаются элементы антиутопии, сатиры, плутовского романа, диатрибы. В результате определены интертекстуальные связи «Кенгуру» с «Тараканищем» К. И. Чуковского, «Собачьим сердцем» М. А. Булгакова, стихотворением «Кенгуру» Н. С. Гумилева, «1984» Дж. Оруэлла; установлено, что фрагментарная структура романа подчинена системе мотивов (антиутопические и абсурдистские мотивы, мотив «перелицовки») и строится с опорой на элементы карнавальной поэтики (трикстер как главный герой, проходящий череду чудесных и провокативных ситуаций; образы «материально-телесного низа», противостоящие культуре «официальной»; карнавализация сюжета и самого процесса повествования; использование сниженной лексики).
|
Ключевые слова и фразы: Юз Алешковский, интертекст, плутовской роман, антиутопия, герой-трикстер, Yuz Aleshkovsky, intertext, picaresque novel, trickster protagonist
|
Список литературы:
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. / под ред. С. Г. Бочарова, В. В. Кожинова. М.: Языки славянских культур, 2010. Т. 4 (2).
- Берг М. Литературократия. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
- Битов А. Памятник литературы как жанр // Юз! Чтения по случаю 75-летия Юза Алешковского: сборник. М.: Три квадрата, 2005.
- Веселые человечки: культурные герои советского детства: сборник статей / сост. и ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
- Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. М.: Наука, 1971.
- Глэд Дж. Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье. М.: Книжная палата, 1990.
- Добренко Е., Джонссон-Скрадоль Н. Госсмех: сталинизм и комическое. М.: Новое литературное обозрение, 2022.
- Ланин Б. А. Русская литературная антиутопия: от модернизма к постмодернизму // Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма / сост. и отв. ред. О. А. Богданова, А. Г. Гачева. М.: Индрик, 2016.
- Липовецкий М. Н. «Тараканище» Сталина // Советское богатство: статьи о культуре, литературе и кино. К 60-летию Ханса Гюнтера / под ред. М. Балиной, Е. Добренко, Ю. Мурашова. СПб.: Академический Проект, 2002.
- Липовецкий М. Н. Трикстер и «закрытое» общество // Новое литературное обозрение. 2009. № 100 (6).
- Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986.
- Пономарев Е. И прорезается душа… Диссидентское и общечеловеческое в текстах Юза Алешковского // Звезда. 2001. № 7.
|
|