Танатологические образы и мотивы в творчестве А. К. Толстого и И. В. Гете (на примере баллад «Слепой» и «Певец»)
Корбанкова Дарья Сергеевна
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Дата поступления рукописи в редакцию: 26.09.2023
Аннотация. Цель исследования – обнаружение конкретных типологических схождений в реализации танатологических образов и мотивов в балладном творчестве А. К. Толстого и И. В. Гете (на примере баллад «Слепой» и «Певец»). Хотя литературоведы уже обращались к анализу типологических схождений отдельных аспектов творчества А. К. Толстого и западноевропейской литературы (в частности, немецкого романтизма), выявление типологических схождений на уровне таких поэтологических категорий, как танатологический мотив и образ, еще не предпринималось – это и обусловило научную новизну исследования. В статье подробно рассматривается взаимодействие двух баллад на сюжетном и образном уровнях. Внимание уделяется общим мифологическим сюжетам и мотивам, сходствам и различиям в образах центральных персонажей. Прослеживается роль танатопоэтики в создании традиционного для балладного жанра двоемирия. Результатом сравнительного анализа стало раскрытие специфики танатологических образов и мотивов в балладной поэзии А. К. Толстого в сравнении с немецким романтизмом (И. В. Гете). Выявленные связи и схождения указывают на литературный контакт между авторами и литературами и раскрывают специфику контактных связей и типологических схождений творчества А. К. Толстого и И. В. Гете.
Ключевые слова и фразы: А. К. Толстой, танатология, баллады, русско-зарубежные литературные связи, компаративистика, A. K. Tolstoy, thanatology, ballads, Russian-foreign literary relations, comparative studies
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Анисимова Е. Е. «То сват наш Гаральд собирается плыть»: русская история в балладах А. К. Толстого // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68.
Антюхов А. В., Шаравин А. В. Богатырство как национальное проявление дохристианской Руси в творчестве А. К. Толстого // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 58.
Антюхов А. В., Шаравин А. В. От немецко-австрийских образцов к воплощению славянской картины мира в балладах А. К. Толстого // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 2 (32).
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992.
Бегичева О. В. Романтическая баллада в художественной культуре XIX-XX вв.: типология и поэтика: дисс. … д. иск. М., 2019.
Белей М. А., Фонова Е. Г. Поэтика и эстетика творчества Ш. Бодлера и его коммуникация сквозь века с писателями-постмодернистами XXI века Ф. Бегбедером и Б. Вербером // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11. № 4.
Близнюк В. А. Трансформация образов русского фольклора в балладах А. К. Толстого «Змей Тугарин» и «Поток-богатырь» // Лучшая студенческая статья 2020: сб. ст. II междунар. науч.-исслед. конкурса: в 5-ти ч. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука», 2020. Ч. 5.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2011.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940.
Вороничев О. Е. Средства языковой исторической стилизации в драматической трилогии А. К. Толстого: дисс. … к. филол. н. Брянск, 1995.
Гнездилова Е. В. Миф об Орфее в литературе первой половины XX века (Р. М. Рильке, Ж. Кокто, Ж. Ануй, Т. Уильямс): дисс. … к. филол. н. М., 2006.
Дергачева И. В. «Бобок» Федора Достоевского и «Убик» Филипа Дика: мистика инобытия // Quaestio Rossica. 2021. Т. 9. № 2.
Дергачева И. В. Рецепция особенностей средневекового танатологического дискурса в прозе Л. С. Петрушевской // Литература Древней Руси: мат. X всерос. конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени» / под ред. Д. В. Абашева. М.: МПГУ, 2019.
Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М.: Прогресс, 1979.
Жаткин Д. Н., Шешнева Т. Н. Литературная жизнь Германии в восприятии и оценках А. К. Толстого // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 2.
Жинкин Н. П. А. К. Толстой и Гейне. Л., 1934.
Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л.: Наука, 1937.
Королева В. В. Актуализация сюжета вероотступничества и черты гофмановской поэтики в повести А. К. Толстого «Амена» (отрывок из неопубликованного романа «Стебеловский») // Предсимволизм – лики и отражения. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2020.
Красильников Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе. Введение в литературоведческую танатологию. М.: Языки славянской культуры, 2015.
Мамиева И. В. Сказитель и его функции: к вопросу об архаическом синкретизме // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. 2013. № 2.
Мамиева И. В. Феномен компетенции слепца-сказителя в осетинской литературе // Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. 2015. № 3.
Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995.
Михайлова Г. П. К вопросу о фаустовской топике в «Полночных стихах» Анны Ахматовой // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2021. Т. 6. № 1.
Федоровский С. А. Переводы и переделки стихотворений Гете в русской литературе. Харьков, 1902.
Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции. СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2016.
Янкелевич В. Смерть. М.: Изд-во Литературного института, 1999.