Архетипичность устной прозы бурят (на примере шаманских сновидений)
Данчинова Мария Даниловна
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Дата поступления рукописи в редакцию: 30.06.2023
Аннотация. Устная проза бурят включает в себя наряду с другими жанрами рассказы о шаманских сновидениях, самобытность и своеобразие которых несомненны. Цель исследования – определить теоретическую и поэтическую значимость данного жанра, глубину раскрытия национальной картины мира. Особенность подобных рассказов заключается в том, что сновидения повествуются от лица информантов – людьми, не только исповедующими шаманизм, а являющимися исполнителями данного культа. Именно в этом плане заключается научная новизна работы. Разновидность данной устной прозы в бурятской фольклористике, литературоведении еще не изучалась. Традиционно изучается мифопоэтичность бурятской художественной литературы, повествовательная форма устной прозы, в разных аспектах исследуется обрядовый фольклор. Так, отдельно рассматривались шаманские призывания, легенды и песнопения. А теоретическая основа сновидений, представленная рассказами самих шаманов, оставалась вне поля научного интереса. В результате показано, что жанр устного рассказа о шаманских сновидениях представляет собой не только традиционное видение бурятского народа о строении мира, соотношение реального и ирреального планов, но и раскрывает иное – новое место человека в пространственно-временном континууме.
Ключевые слова и фразы: архетипичность, традиционность, шаманизм, устная проза, archetypical nature, traditionalism, traditionalism, shamanism, oral prose
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Батьянова Е. П. О снах шаманистов (по материалам полевых исследований. 1970-2000-е годы) // Этнографическое обозрение. 2006. № 6.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад: избранные труды. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979.
Зомонов М. Д. Познание и семиотика бурятского шаманизма. Улан-Удэ: ИПК Восточно-Сибирского государственного института культуры, 2016.
Из архива. Избранные труды В. Г. Богораза по шаманству (1934-1936 гг.) / подгот. М. М. Шахнович, Е. А. Терюковой; примеч. М. М. Шахнович. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2018.
Козолупенко Д. П. Анализ мифопоэтического мировосприятия // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. ХХ. № 2.
Коломакина Б. А. Метаморфизм персонажей в фольклоре народов Сибири (опыт классификации мотивов превращения): автореф. дисс. … к. филол. н. Майкоп, 2021.
Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1993. Т. 3.
Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. М. – СПб.: Академия исследований культуры; Традиция, 2005.
Молданова Т. А. Сновидения в культуре хантов // Этнографическое обозрение. 2006. № 6.
Обидина Ю. С. Сон и сновидения в системе представлений древних греков о загробной жизни // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2015. № 3.
Петри Б. Э. Вселенная сибирского шамана. История. Легенды. Обряды. Репринтное издание работ Б. Э. Петри по этнографии из собрания Иркутского областного краеведческого музея. Иркутск, 2014.
Таказов Ф. М. Архетипы и модели мира в мифо-фольклорной традиции осетин: автореф. дисс. … д. филол. н. Владикавказ, 2019.
Хангалов М. Н. Собрание сочинений: в 3-х т. / подгот. Г. Н. Румянцевым. Улан-Удэ: Нова-Принт, 2021. Т. 1.
Эстес К. П. Бегущая с волками: женский архетип в мифах, сказаниях / пер. с англ. М.: София, 2020.
Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996.