Генерация смысла в синергийном художественном дискурсе (на примере рассказа В. Пелевина «Водонапорная башня»)
Акопова Юлия Алексеевна
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Дата поступления рукописи в редакцию: 06.07.2023
Аннотация. Цель исследования – доказать, что главным смыслопорождающим фактором в постмодернистском художественном дискурсе является нарушение «параметров порядка» текстообразования на различных языковых уровнях. Научная новизна исследования заключается в переосмыслении стратегии интерпретации современной прозы, использовании наряду с собственно филологическими трансдисциплинарных методов анализа постмодернистского художественного текста, что обусловлено его спецификой. Смысл языкового экспериментаторства постмодернистов становится явным, если интерпретировать его в лингвосинергетической парадигме. На примере анализа рассказа В. Пелевина «Водонапорная башня» в контексте лингвосинергетики развивается мысль о том, что художественный постмодернистский дискурс является зоной деконструкции жесткой языковой системы, в частности лексико-грамматической организации текста. Наличие в тексте маркеров синергетичности (нелинейность, интердискурсивность и интертекстуальность) делает текст зоной бифуркации. В результате доказано, что главным маркером синергетичности художественного дискурса является изменение «параметров порядка» текста на всех уровнях, что способствует развертыванию его самоорганизации и генерирует синергетическое смыслопорождение.
Ключевые слова и фразы: В. Пелевин, постмодернистский дискурс, лингвосинергетика, бифуркация, креативный аттрактор, V. Pelevin, postmodern discourse, linguosynergetics, linguosynergetics, bifurcation, creative attractor
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Акимова Г. А. «Водонапорная башня» В. Пелевина – синтаксический нонсенс? // Мир русского слова. 2006. № 3.
Акопова Ю. А. Поэтический текст как зона бифуркации (опыт синергетического анализа стихотворения С. Гандлевского «Всё громко тикает. Под спичечные марши…») // Вестник КНИИ РАН. Серия «Социальные и гуманитарные науки». 2022. № 1 (1).
Белькова А. Е. Экспрессивный синтаксис постмодернистской прозы Людмилы Стефановны Петрушевской // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2016. № 2 (71).
Калашникова К. Р. Лингвосинергетический подход к проблеме актуализации авторских смыслов в художественном дискурсе (на материале романа Д. Брауна «Код да Винчи»): дисс. ... к. филол. н. Уфа, 2019.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000.
Мандельштам О. Э. Разговор о Данте // Мандельштам О. Э. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987.
Мартьямова И. А. Актуальные процессы современного русского синтаксиса // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. 2017. № 62/2.
Москальчук Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. М.: Едиториал УРСС, 2010.
Олизько Н. С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе: дисс. … д. филол. н. Челябинск, 2009.
Пихтовникова Л. С. Самоорганизация дискурса и отдельных типов дискурса. Самоорганизация речевых произведений: информационно-когнитивный аспект // Синергетика в филологических исследованиях: монография / под ред. проф. Л. С. Пихтовниковой. Харьков: Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2015.
Пригожин И. Р. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
Фуко М. Порядок дискурса. Лекция // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону власти и сексуальности. Работы разных лет / сост. и пер.: С. B. Табачникова. М., 1996.
Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2005.