Лексико-семантические особенности психологизации повествования в романе Г. Флинн “Gone Girl”
Рамантова Ольга Вячеславовна
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ленина
Дата поступления рукописи в редакцию: 11.07.2023
Аннотация. Цель исследования – определить языковую специфику создания психологизма в романе американского автора Г. Флинн “Gone Girl”. В связи с этим в ходе исследования уточняется понятие «психологизм» и анализируется семантика лексических единиц, конструирующих семантическое пространство рассматриваемого художественного произведения и выполняющих функцию психологизации повествования в нем. Научная новизна исследования заключается в выявлении лексических значений, объективирующих психологический метод Г. Флинн в романе “Gone Girl”. В результате установлено, что психологический метод Г. Флинн в романе “Gone Girl” состоит в языковой актуализации семантики физиологии, семантики сладкой еды, семантики алкоголя, а также в использовании зоонимов, что, в свою очередь, характеризует идиостиль Г. Флинн и, в соответствии с гипотезой исследования, позволяет рассматривать «физиологичное» повествование как характерный для нее прием выражения ментальных состояний и эмоциональных переживаний ее литературных героев, избирательности восприятия ими окружающего мира.
Ключевые слова и фразы: внутренний мир, Гиллиан Флинн, психологизм, психологическое изображение, семантика физиологии, inner world, Gillian Flynn, psychologism, psychological depiction, semantics of physiology
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Герасименко Е. В., Лушникова Г. И. Художественные формы создания психологического портрета главной героини в романе Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77).
Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Изд-е 2-е, доп. Л.: Художественная литература, 1976.
Донцова А. А. Композиционно-структурирующий потенциал внутреннего монолога // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.5.46
Донцова А. А. Стратегии психологизации в аспекте экспликации экспрессивно-эмотивного пространства текста // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 4 (32). https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-4(32)-113-119
Есин А. Б. Художественный психологизм как свойство литературного стиля: автореф. дисс. … к. филол. н. М., 1980.
Короткова М. Н. Функции пейзажа в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Инновационная наука. 2020. № 7.
Ляшенко Т. М. Лексика тематической группы «еда, потребление пищи» в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // Litera. 2020. № 11. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2020.11.34150
Мамедова С. Я. Внутренний монолог в английской литературе // The Scientific Heritage. 2022. № 90. https://doi.org/10.5281/zenodo.6616178
Плахова О. А., Шебардина Т. Н. Способы реализации содержательно-эстетического потенциала художественной детали в тексте романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24).
Рамантова О. В. Особенности психологизации в романе Г. Флинн «Острые предметы» (на материале оригинального текста) // Казанская наука. 2022. № 12.
Сергеева Ю. М., Голубева С. А. Лингво-прагматические особенности формирования перцептуального пространства в эгоцентричном художественном тексте // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 2 (21). https://doi.org/10.20323/2499-9679-2020-2-21-179-186
Трусова А. С., Пенягина Е. Е. Внутренний монолог в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского как художественный прием психологизма // Наука и образование. 2022. Т. 5. № 2.
Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций: монография. Волгоград: Перемена, 2008.