«Ведьмы» и «валькирии» хранителя древностей: к типизации женских образов в дилогии Ю. Домбровского
Каблуков Валерий Витальевич
Российский технологический университет – МИРЭА
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.07.2023
Аннотация. Цель исследования – выявить способы типизации женских образов в дилогии Ю. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». В результате анализа обнаружено, что типизация происходит на трех уровнях: мифологическом, социально-историческом и на уровне массовой культуры. При этом все уровни связывает авторское сознание, которое определяется как археологическое и андроцентристское. Мифологизация художественного мира дилогии объясняется спецификой «археологического» типа сознания как одного из вариантов авторского «Я», представленного в тексте. Обнаруживается, что женские персонажи в дилогии Домбровского – варианты архетипа «ведьмы», в них прослеживается связь с мифом и ритуалом, они остаются «пророчицами», «девами судьбы», создавая уже в социальной реальности письменные тексты: жалобы, протоколы и доносы. Типизация женских образов происходит также с помощью личностно переработанных автором стереотипов современной ему массовой культуры. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проанализирована андроцентристская парадигма осмысления и моделирования мира в дилогии Ю. Домбровского, в которой мужские нормы и сценарии поведения в жизни выдаются за универсальные. «Телесность» как сексуальность становится критерием оценки женских персонажей.
Ключевые слова и фразы: Ю. Домбровский, дилогия, андроцентризм, десакрализация мифа, постмодернизм, Yu. Dombrovsky, duology, duology, androcentrism, myth desacralisation, postmodernism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. Изд-е 2-е. М.: Искусство, 1986.
Дуардович И. Письма Хранителя. Из переписки Юрия Домбровского с друзьями и коллегами о романе «Хранитель древностей» и не только // Вопросы литературы. 2022. № 4.
Жовтис А. Вопреки эпохе и судьбе // Нева. 1990. № 1.
Каблуков В. В. Человек постскриптумного существования в рассказе Ю. Домбровского «Ручка, ножка, огуречик» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2023. № 3.
Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950-е – 1990-е годы: в 2-х т. М., 2003. Т. 2.
Лотман Ю. М. О роли типологических знаков в истории культуры // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2022.
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / науч. ред., текстолог. коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2000.
Рыбальченко Т. Л. Музейный локус в романах Ю. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей» // Имагология и компаративистика. 2014. № 1.
Топоров В. Н. Хеттская salŠU.GI и славянская баба-яга // Институт славяноведения. Краткие сообщения. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. Вып. 38. Славянское языкознание.
Ядута Л. И. Эпистемологические проблемы археологического знания: автореф. дисс. … к. филос. н. Новосибирск, 1998.