Шарипова Чулпан Рамзилевна
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Дата поступления рукописи в редакцию: 15.06.2023
Аннотация. Цель исследования – выявление жанровых особенностей, свойственных рассказам А. Ахметгалиевой. В статье обнаруживаются важнейшие компоненты поэтики рассказа: структура, содержание, средства выражения, своеобразие героя, формы и способы авторского самовыражения. Научная новизна исследования заключается в определении направления литературных поисков писателя посредством анализа рассказов с точки зрения жанрового своеобразия, а также оценки того, насколько использованные автором художественные средства и приемы служат раскрытию актуальных проблем современности. В результате выявлено следующее: а) автор еще более обогатил разнообразие видов свойственных татарской литературе традиционных изобразительных средств и приемов, придавая им новые смысловые оттенки, в частности используя такие формы, как дневник, сновидения, прием выделения художественных деталей, а также образов Памяти, Мечты; б) присущий произведениям А. Ахметгалиевой синтетизм в одних рассказах отмечен переплетением с чертами новеллы, а в других – с нэсером; в) в центре рассказов оказываются герои, оставшиеся в одиночестве, их жизнь раскрывается с точки зрения философии экзистенциализма; г) в композиционном построении выделены своеобразный авторский прием начала и концовки рассказов, а также органичное использование кольцевой композиции, позволяющие полнее раскрыть содержание произведения, предоставляя возможность сравнительной оценки прошлого и настоящего.
Ключевые слова и фразы: татарская проза, А. Ахметгалиева, жанровые особенности, композиционное построение рассказа, компоненты поэтики рассказа, Tatar prose, A. Akhmetgalieva, genre features, compositional construction of a short story, components of the poetics of a short story
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аминева В. Р. Жанровое своеобразие хикая А. Еники «Медный колокольчик» // Национальная литература республик Поволжья: проблемы межкультурной коммуникации: мат. межрегион. науч.-практ. конф. (г. Казань, 21-22 ноября 2016 г.) / под ред. В. Р. Аминевой, А. З. Хабибуллиной, Л. Ф. Замалиевой. Казань: Изд-во Казанского университета, 2016.
Аминева В. Р. Хикая как литературный жанр (на материале произведений А. Еники 1940-1960-х годов) // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2017. Т. 159. Кн. 1.
Артамонова Т. Г. Жанрово-стилевые особенности философской прозы Марка Твена (на материале рассказа «Путешествие капитана Стормфилда в рай», повести «№ 44, Таинственный незнакомец», «Писем с земли») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 10-2 (88).
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.
Бәширов Ф. К. ХХ йөз башы татар прозасы. Казан: Фикер, 2002.
Ермина Н. И., Шеянова С. В. Мордовский рассказ рубежа XX-XXI веков: проблематика, поэтика: монография. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2022.
Есикова Н. Д. Жанровая природа рассказов И. А. Бунина «Баллада» и «Ночлег» // Филоlogos. 2018. № 36 (1).
Закирҗанов Ә. Өмет хисе сүнмәсен (А. Әхмәтгалиева иҗаты үзенчәлекләре) // Майдан. 2013. № 5.
Закирзянов А. М., Габидуллина Ф. И. Проблемно-тематическое своеобразие рассказов Р. Мухамадиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 10.
Заһидуллина Д. Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. Казан: Мәгариф. 2004.
Заһидуллина Д. Ф. Яңа дулкында. Казан: Мәгариф, 2006.
Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972.
Насибуллова Г. Р. Генезис поэтики жанра рассказа в татарской литературе // Казанская наука. 2013. № 8.
Насибуллова Г. Р. Хәзерге татар әдәбиятында хикәя жанры поэтикасы. Казан: «Хәтер» нәшр., 2011.
Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во Московского университете, 1983.
Скобелев В. П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1982.
Хатипов Ф. М. Әдәбият теориясе. Казан: Мәгариф, 2000.