Миксантропические персонажи и их роль в графическом романе М. Этвуд «Ангел-Котоптиц»
Исаева Анна Николаевна
Государственный социально-гуманитарный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 16.06.2023
Аннотация. Цель исследования – определить, для чего известная канадская писательница Маргарет Этвуд в своем графическом романе «Ангел-Котоптиц» (2016) обращается к мифологическим персонажам, имеющим гибридный, или миксантропический, облик. В статье рассматривается история развития жанра комикса и его особого формата – графического романа; также сделан акцент на разном отношении к этому жанру среди российских и зарубежных исследователей. Далее рассмотрены особенности графического романа «Ангел-Котоптиц» М. Этвуд и его отличия от других произведений подобного жанра. Завершает исследование анализ природы главных героев и их связи не только с человеческой натурой (в узком смысле), но и с особенностями развития канадской литературы и культуры в целом (в широком смысле). Научная новизна исследования заключается в том, что в статье рассмотрена система образов романа «Ангел-Котоптиц» с точки зрения двойственности их сознания и миксантропического облика; а также впервые графический роман М. Этвуд проанализирован с учетом использования в нем мифологических образов и традиций разных народов. В результате доказано, что использование в графическом романе миксантропических персонажей связано с многофункциональностью их образов.
Ключевые слова и фразы: Маргарет Этвуд, комикс, графический роман, миксантропические персонажи, двойственность, Margaret Atwood, comic book, graphic novel, mixanthropic characters, duality
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айснер У. Комикс и последовательное искусство / пер. с англ. М. Заславского. М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2022.
Бежан Е. А. Нарратив «графического романа» в интермедиальном дискурсе современной американской литературы (У. Айснер) // Записки з романо-германської філології. 2017. № 1 (38).
Борунов А. Б., Шерчалова Е. В. Авторский миф в современном постмодернистском романе // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 23.
Борхес Х. Л., Герреро М. Книга вымышленных существ. М.: Азбука, 2004.
Ефименко А. О. Жанровый код детектива в графическом романе А. Ходоровски «Инкал» и романе-сценарии Ж. Эшноза «Высокие блондинки» // 77-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: мат. конф.: в 3-х ч. Мн., 2020. Ч. 2.
Жорникова М. Н., Колмакова О. А. Миф об Одиссее в современном русском и зарубежном романе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70).
Капустина О. С., Графова О. И. Анимализация и ее причины в графическом романе Арта Шпигельмана «Маус: история выжившего» // Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур: сб. ст. молодых ученых: в 2-х ч. Пермь, 2019. Ч. 2 / отв. ред. В. А. Бячкова.
Лапина Е. В. “The Overlap of Myth and History”: Scottish Identity through Walter Scott to James Robertson in the “Testament of Hideon Mack” // Мировая литература в контексте культуры. 2022. № 14 (20).
Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: к 75-летию академика М. А. Коростовцева. М.: Наука, 1975. Сб. 1.
Ничипоров И. Б. Между современностью и мифом: роман Алексея Варламова «Купол» // Филология и человек. 2022. № 1.
Hajdu D. The Ten-Cent Plague: The Great Comic-Book Scare and How It Changed America. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2008.
Hirsh M., Loubert Р. The Great Canadian Comic Book. Toronto: Peter Martin Associates, 1971.
Imposti G. Vasilenko’s Novel “The Little Fool”. Between Myth and Hagiography // Studi Slavistici XVII. 2020. Vol. 17 (1).
McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art. Northampton: Тundra Publishing, 1993.
Sarajkic M. Deconstructing the Myth of Immutability: Pluralistic Representations of Homo Religiosus in the Arabic Novel // Context: Journal of Interdisciplinary Studies. 2022. Vol. 9 (1).
Schelly B. Founders of Comic Fandom: Profiles of 90 Publishers, Dealers, Writers, Artists and Other Luminaries of the 1950s and 1960s. Jefferson: McFarland, Incorporated, Publishers, 2010.
Whitson R. Panelling Parallax: The Fearful Symmetry of William Blake and Alan Moore // ImageTexT. 2017. Vol. 3. Iss. 2.