«Я, как мог, служил родному слову…»: Родина и чужбина в сонетном творчестве поэтов русского дальневосточного зарубежья
Ковальчук Ирина Юрьевна
Тихоокеанский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 20.05.2023
Аннотация. Цель исследования - выявление художественной специфики жанра сонета в поэзии русского дальневосточного зарубежья, обусловленной влиянием исторического, социокультурного контекста эпохи. Научная новизна заключается в привлечении малоизвестного материала – сонетного творчества поэтов русского зарубежья Дальнего Востока. Изучаются особенности поэтического воплощения оппозиции «Родина – чужбина»: эсхатологические настроения, ностальгические мотивы. Прослеживаются отношение к революции, Родине, размышления о судьбе поэта-эмигранта, что расширяет содержательную сферу сонета и обуславливает его поэтологическую неоднородность, эклектичность. В результате выявлено, что образ России воссоздается посредством пейзажных зарисовок, поэтических мифологем, литературных реминисценций. Отсылки к различным литературным традициям призваны увековечить поэтическую память о Родине. Драматическая напряженность на архитектоническом уровне выражается в демонстративном отступлении от сонетного канона, появлении жанровых модификаций. Жанр сонета позволяет преодолеть субъективность, индивидуальность в оценке эмигрантской действительности, способствует наряду с эмоциональной насыщенностью эпическому постижению событий.
Ключевые слова и фразы: русское дальневосточное зарубежье, поэзия, сонет, образ Родины, тема эмиграции, Russian Far Eastern émigré community, poetry, sonnet, image of the Motherland, theme of emigration
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Останкович А. В. Гармоническая структура русского классического сонета XVIII – начала XX в.: дисс. … д. филол. н. М., 2009.
Останкович А. В., Алексенко А. Д. Сюжетно-образная конкретизация концепта «Русь» в сонетах Г. В. Голохвастова // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436.
Титаренко С. Д. Сонет в поэзии Серебряного века. Художественный канон и проблема стилевого развития. Кемерово, 1998.
Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы». 1995. URL: http://www.philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm#tp1
Федотов О. И. Сонет. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2011.
Хадынская А. А. «И Россия, как белая лира»: образ оставленной Родины в поэзии эмиграции первой волны // Вестник Самарского университета. 2016. № 1.
Хадынская А. А. Утраченная Россия Арсения Несмелова // Север России: стратегии и перспективы развития: мат. III всерос. науч.-практ. конф.: в 3-х т. Сургут: Изд-во Сургутского государственного университета, 2017. Т. 1.
Цзан Юньмэй. Образ Родины в поэзии русской эмиграции в Китае 1920-1940-х годов (интертекстуальный пласт): автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2021.
Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990.
Якимова С. И. Поэтический дискурс Всеволода Никаноровича Иванова в контексте историософских воззрений писателя-евразийца // Культура и текст. 2022. № 3 (50).