Музыкальность пьес Эдварда Олби (на примере пьесы «Три высокие женщины»)
Сметанина Наталья Александровна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Дата поступления рукописи в редакцию: 20.05.2023
Аннотация. В данной статье предпринимается попытка показать черты музыкальности в творчестве американского драматурга Эдварда Олби на материале пьесы «Три высокие женщины». Пьесы Олби тесно связаны с другими видами искусства, особенно с музыкой, зачастую напоминают партитуру. По убеждению Олби, драматическое произведение по точности должно соответствовать нотной записи. Обладая музыкальным образованием и опытом создания этюдов, драматург многое перенял из музыки. Пьеса «Три высокие женщины» изобилует подробнейшими авторскими ремарками с директивами относительно того, как должны быть произнесены слова; драматург особое внимание уделяет тональности и громкости, смене ритма, певучести. В пьесе множество ускоряющих ритм речевых повторов, а стремление героев заканчивать фразы друг за другом придаёт тексту ощущение плавности и певучести. Цель исследования – выявить механизм создания музыкального эффекта в пьесе «Три высокие женщины». В статье акцентируется внимание на сходстве поэтики драматурга с музыкой. Научная новизна работы заключается в интермедиальном подходе в изучении пьесы «Три высокие женщины». В результате в исследуемой нами пьесе выявлены черты, позволяющие говорить о тесной связи драматического текста Олби с музыкальным произведением.
Ключевые слова и фразы: Э. Олби, американская драматургия, музыкальность, интермедиальность, театр, E. Albee, American drama, musicality, intermediality, theatre
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Богданова П. Б. Режиссёры-семидесятники. Новое литературное обозрение. М., 2014.
Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. № 6.
Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово: в 3-х ч. М., 1978. Ч. 2.
Коваленко Г. В. Театр Эдварда Олби. СПб.: Балтийские сезоны, 2020.
Котлярова В. В. Музыкальность художественного мышления драматургов США XX века (к проблеме взаимодействия литературы и других искусств) // Мировая литература в контексте культуры. 2010. № 8.
Паверман В. М. Американская драматургия 60-х годов XX века: динамика художественной формы. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011.
Паверман В. М. Драматургия Эдварда Олби 60-х годов XX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.
Седых Э. В. К проблеме интермедиальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. 2008. Вып. 3-2.
Тишунина Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. 2001. Вып. 12.
Appelo T. Three Tall Women // The Nation. 1994. Vol. 258. No. 10.
Edward Albee and Absurdism / ed. by M. Y. Bennett. Leiden – Boston: Brill, 2017.
Edward Albee Interviewed by D. Diehl // The Transatlantic Review. 1963. No. 13.
Gussow M. Edward Albee: A Singular Journey. N. Y.: Simon & Schuster, 1999.
Roesner D. Musicality in Theatre: Music as Model, Method and Metaphor in Theatre-Making. Farnham: Ashgate, 2014.
Roudané M. Notes // Roudané M. Edward Albee: A Critical Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
Zinman T. Edward Albee. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2008.