Пространственно-временная организация новеллы Р. Тёпфера «Большой Сен-Бернар»
Анисимова Александра Наумовна, Ефремова Юлия Ивановна
Московский городской педагогический университет (филиал) в г. Самаре
Самарский государственный экономический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.06.2023
Аннотация. Цель исследования – выявить своеобразие пространства и времени новеллы Р. Тёпфера «Большой Сен-Бернар», определяющее специфику его художественного мира. Научная новизна работы заключается в том, что впервые авторами были рассмотрены хронотопические особенности новеллы Р. Тёпфера «Большой Сен-Бернар». Полученные результаты показали, что хронотоп произведения по своим характеристикам конкретен, подвергается деформации и трансформации. Анализ пространственно-временных характеристик исследуемой новеллы позволил выделить четыре типа хронотопа: хронотоп монастыря, хронотоп дороги, хронотоп сада, вертеровский хронотоп. С помощью пространственно-временного континуума Р. Тёпфер раскрывает характер героев новеллы. Восприятие пространства тесно связано с переживаемыми героями чувствами. Особенностью произведения швейцарского писателя является неоднозначное восприятие пространства разными героями при различных условиях. Элементы идиллического хронотопа – “locus amoenus”, уединенность жизни на природе, топос швейцарских Альп – приобретают у Р. Тёпфера иронический оттенок. В основном представлено открытое пространство, что, на наш взгляд, можно объяснить взаимозависимостью героев и окружающего мира.
Ключевые слова и фразы: швейцарская литература, Р. Тёпфер, новелла, хронотоп, идиллическое пространство, Swiss literature, R. Töpffer, novella, chronotope, idyllic space
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Балаклеец Д. А. Взаимосвязь категорий пространства и времени в литературном процессе XX-XXI века // Вестник филологических наук. 2023. Т. 3. № 3.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.
Зобов Р. А., Мостепаненко A. M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. ст. Л.: Наука, 1974.
Иштоян К. Г. Изоморфизм категорий времени и пространства в романе Д. Делилло «Падающий человек» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 10.
Каширина С. В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9.
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2004.
Муравская Т. Н. Категории пространства и времени в малой прозе В. Вулф // XX Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники»: мат. и докл. межрегион. науч.-практ. конф. (г. Красноярск, 15-17 января 2020 г.). Красноярск: Восточная Сибирь, 2020.
Седельник В. Д. Родольф Тепфер // История швейцарской литературы: в 3-х т. / отв. ред. Н. С. Павлова. М.: Изд-во Института мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, 2002. Т. 2.
Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2-х т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. Т. 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика.